Ко второй учебной неделе редактор SETTERS Media и мать 11-летнего (почти) подростка Дарья Голощапова задается сакраментальным для всех родителей вопросом: почему обязательные теперь родительские чаты всегда становятся источником дополнительных проблем или, по-простому, проклятием? Почему приятные, цивилизованные люди при обсуждении «подарков учителям» или любой безобидной проблемы сразу превращаются в монстров? Родительские (или любые другие) чаты не работают как литературный жанр или проблема кроется в области социологии и психологии? Пробуем разобраться, а заодно выпустим пар.
Цветы — учителям, шторы — окнам, надежду — оставить!
У нас так: бизнес-леди, традвайф, просветленные с Бали, которых каким-то штормом прибило к нашим берегам, веганы, постящиеся, мама того самого сына маминой подруги.
Школьный утренник в началке провести невозможно: веганы не едят все; постящиеся — многое, но время от времени; ребята с Бали пишут: «Давайте все выдохнем»; традвайф делится рецептами пирога отсутствия: без яиц, муки, глютена, крема и сахара, а еще врет, что всем дома такое нравится.
Какой-то папа бесхитростно предлагает купить каждому ребенку сладостей и выдать в путь. Начинается буря… Безмучные дети традвайф попробуют и перестанут есть полезное. Все обидятся. Будет скандал, если веган оскоромится. Постящиеся согласны на наполеон, потому что говеют. «А наш Святослав эту гадость не ест!» Происходит обмен мнениями. Надо ли говорить, что дети в начальной школе способны съесть даже кирпич, посыпанный сахаром, и им совершенно плевать на родительские концепции. Поэтому важно создать правильную среду, говорит родительский чат! Где не будет соблазнов и мармеладных мишек со вкусом засахаренных покрышек.
Так проходит 800 сообщений. Усилием воли классная руководительница объявляет: на празднике будут яблоки, печенье и соки. Проходит еще 800 сообщений мучительного согласования.
Иногда в чат кто-то приносит старый добрый городской ужастик про блокирующие здравый смысл видео, после чего дети и подростки сходят с ума. Нет, это не про тикток и брейнрот. Это про группу «синие киты», только много раз пересказанное и с привнесенными красочными подробностями. Часть родителей в панике проверяют у детей приложения и чаты. В процессе выясняется, что Святослав принес в школу вейп, а нежная девочка Милана пишет Дамиру угрозы исключительно матом. Время от времени начинающие подростки шокируют родителей. Рефреном звучит: «Мы — элитная гимназия!» В процессе также выясняется, что Святослав — Скорпион по знаку зодиака и Водолеям с ним лучше не сидеть за одной партой.
Проходит еще 800 сообщений.
Форма для футбола? Очки и плавки на заплыв? Сделать домашку, запрограммировать робота, проконтролировать чадо. Сравнить достижения с другими родителями. Почувствовать, что все плохо, ведь всегда есть «сын маминой подруги».
Родительский чат дробится: элита родительского комитета уходит в верховный чат, откуда спускаются декларации. Опытные многодетные матери, у которых это уже третий или четвертый заход, сливаются с тенями. Перводетные невротизированные родители хотят лучшего и перед началом учебного года берут отпуск, чтобы точно везде ребенка записать и проконтролировать!
{{slider-gallery}}
Иногда кажется, что часть родителей живут в сонной американской субурбии, воспетой Ланой Дель Рей, где красивые домохозяйки пекут пироги по любому поводу, а дети отправляются в школу через идеальный хозяйский газон. И только ты — в реальности, где московская зима, пробки и преодоление, внеурочные совещания и нависающий годовой отчет.
В родительском чате сталкиваются реальность и представление о лучшем для детей. И планка всегда стоит на максимальной высоте, чтобы, не дай бог, никто не допрыгнул.
Корни соревнования между родителями лежат, конечно же, в цифровизации: красивые мамы регулярно выкладывают фотодостижения — первые места в олимпиадах и соревнованиях, тот самый «сын маминой подруги» пришел в каждый дом и поселился в каждой соцсети. Невидимым все так же остается тяжелый труд и подъемы в шесть утра. Удивительным образом все консенсусы, достигнутые за последнее время, казалось бы, взрослыми людьми (как, например, понимание того, что сравнение себя с другими в соцсетях ведет только к депрессии), перестают работать на территории родительских чатов. Мы постоянно пишем, как алгоритмы соцсетей уничтожают психику подростков, но забываем про себя. Мы готовы бесконечно твердить, что культура «достигаторства» токсична по определению, но, как только дело доходит до домашних кексов у ребенка, одинаково напрягаются и бизнес-леди, и расслабленные ребята с Бали.
Массовая культура все еще продолжает требовать и раннего развития, и ранних достижений. «После трех уже поздно» — книга японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки. И несмотря на то, что книга написана в 1977 году, она до сих пор популярна и переиздается для поддержания должного уровня родительской паники: «Ребенку в возрасте до трех лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом». И хотя автор хотел лучшего — чтобы счастливых детей было как можно больше, — для многих родителей возраст три года стал каким-то рубежом. Очевидно же, что к первому классу ребенок должен уметь вообще все и на высоком уровне!
Родителей и правда мало волнуют свои потребности в этой гонке. Нужно срочно найти талант, важно найти подход, важно заставить, не травмировать, валидировать чувства, не упустить время.
Нужно повторять! Не повторять — он должен делать с первого раза. Ребенок должен развиваться естественно. Естественно, он будет только играть! Нужно надавить и заставлять читать по странице в день, так вы приучите его к чтению. Так вы приучите его ненавидеть книги. Вы сами должны ему читать. Не читайте сами, иначе он так и привыкнет. Поощряйте самостоятельность. Не выпускайте одного никуда. Ограничьте гаджеты. Ни в коем случае не ограничивайте гаджеты.
Чувствуете противоречия? Обычный список родительских рекомендаций. Вот что бывает, если собрать мнения и попытаться составить представление о том, как же правильно воспитывать ребенка.
Психологи считают, что никакого «правильно» нет, нет универсального решения. Единственным однозначно правильным будет выступать опорой ребенку и не вовлекать себя в бесконечную погоню за успехом, чтобы не опоздать к трем годам. И постараться не сравнивать себя с самыми активными обитателями родительского чата.
Как ни странно, спасение от родительского чата порой приходит оттуда, откуда никто не ждал, — из родительского чата же. Где-то в час ночи я написала паническое сообщение, что как-то не вывожу, особенно выпечку и костюм к спектаклю. Оказалось, что многие не вывозят, особенно самые активные, на кого стоило бы равняться. Одна женщина рассказала, что привела не того ребенка в школу в субботу на робототехнику. Другая призналась, что кексы покупает. Бесхитростный папа сообщил, что готов поделиться каштанами и прочей лесной снедью, которую нужно было экстренно собрать для поделок к пятнице. Все одинаково осудили школьные субботники в девять утра. И напомнили друг другу, что впереди у всех маячит детский пубертат, первые влюбленности и ЕГЭ. И надо бы дожить до этого времени в твердой памяти.
{{slider-gallery}}
Наверное, для того, чтобы родительский чатик не стал порталом в ад, достаточно снимать с себя и ребенка миллион школьных активностей, кружков и прочего совершенства. В конце концов невротизироваться мы всегда успеем, а дети быстро растут, и если сегодня он активно собирает с вами каштаны и весело валяет дурака, то еще пару лет — и он станет для этого слишком взрослым. А если чадо записано и на балет, и на китайский с плаванием, то вы просто не успеете толком встретиться за пару лет. И в начале полноценной школьной недели хочется повторить фразу ребят с Бали: «Давайте все просто выдохнем».
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.