Кажется, зумеры — самое исследованное поколение. Благодаря ученым мы знаем, что у представителей поколения есть сложности с общением, дружбой, тревогой и деньгами. Им приписывают завышенные требования к работе или вовсе нежелание работать. Противоречивых сведений очень много. Единственное, с чем все согласны, — зумеры выбирают высокие носки, в то время как миллениалы предпочитают незаметные низкие. Мы решили посмотреть, что говорит наука и статистика о зумерах. Конечно, пара исследований не даст полноценного впечатления о целом поколении людей, но мы можем нащупать общие точки — чем поколение Z отличается от предыдущих поколений и иностранных ровесников. Спойлер: американский зумер и российский зумер достаточно разные.
Исследования, проведенные несколькими учреждениями, включая Дартмутский колледж, показали, что поколение зумеров (люди, которые родились между 1997 и 2012 годами) сталкивается с трудностями с созданием и поддержанием дружеских отношений. Большинство людей, родившихся раньше, например миллениалы, заводили друзей в школе, но для тех, кто застал пандемию и ее ограничения, это было гораздо сложнее.
«Многие зумеры, которые только вступают в работоспособный возраст, не заводили друзей привычным способом и впервые начинают трудиться на новом месте, где никого не знают», — сказала клинический психолог и эксперт по дружбе Мириам Кирмайер в интервью Би-би-си. Таким образом, человек существует без компании друзей, фактически в окружении незнакомцев на работе.
Похожие результаты показало исследование Job Sage в 2022 году: динамика дружеских связей изменилась из-за гибридных и удаленных форматов работы.
В отчете сказано, что у каждого четвертого американца есть друг на работе, с которым он никогда не встречался лично. Проблема в том, что при смене работы эти друзья в 80% случаев теряются.
Также исследование показало, что сотрудники, работающие в офисе, заводят друзей на работе с большей (39%) вероятностью, чем те, кто работает полностью удаленно (22%).
{{slider-gallery}}
Исследования показывают, что у зумеров сложности с самостоятельностью и эмоциональной устойчивостью, и это плохо сказывается на умении строить дружеские отношения: они просто всего боятся.
Американский психолог и исследовательница Юлия Ченцова-Даттон из Джорджтаунского университета изучала, насколько по-разному американские студенты и их сверстники из других стран воспринимают риск.
Команда попросила учащихся из Турции, России, Канады и США описать опасный случай, который произошел с ними за последний месяц.
Зумеры из Турции и России описали опасные в их понимании ситуации:
— драки в общественном транспорте;
— агрессивное вождение;
— пьяное вождение;
— агрессивное преследование на улице.
И эти ситуации объективно опасны.
Американские зумеры описывали, что нервничают, когда:
— выходят на улицу;
— едут в одиночестве в такси.
Ощутите разницу: российские и турецкие зумеры гораздо менее тревожны, чем их американские ровесники.
В плане мобильности и самостоятельности российские зумеры также обошли ровесников, что, возможно, результат воспитания и опыта самостоятельности в детстве:
— родители в США считают, что детям должно быть в среднем не менее 14 лет, чтобы они могли самостоятельно передвигаться по улице без присмотра взрослых;
— большинство 12-летних детей в Москве регулярно пересекают большие дороги и проводят время в своих районах без взрослых.
И более того, российские дети, родившиеся в 1997–2010-х годах, были достаточно самостоятельны и мобильны уже к начальной школе, в возрасте шести — десяти лет. Они могли сходить без сопровождения в магазин, на почту, даже в школу, если она была недалеко.
Из-за того что американских детей излишне опекали, они чувствуют себя не готовыми к нормальной жизни, которая включает в себя дружбу, риски, вероятные случаи конфликтов. Они просто предпочитают держаться от этого подальше.
К подобным выводам относительно родительской гиперопеки в последние годы пришли и другие психологи. Так, профессор этического лидерства Нью-Йоркского университета и автор Джонатан Хайдт опирается на теорию антихрупкости Насима Талеба.
В своем бестселлере iGen (2017) американский психолог Джин М. Твенге тоже обвиняет чрезмерно опекающих родителей в том, что их дети-зумеры не стремятся выходить в «реальный мир».
Зумеры во всем мире более-менее равномерно не хотят выходить из комнаты. В одних странах — больше, в других — меньше.
Исследование в Австралии показало, что 71% зумеров все чаще предпочитают сидеть дома.
В Южной Корее молодые домоседы настолько беспокоят правительство (которое считает, что это одна из причин критически низкой рождаемости в стране), что власти предлагают начислять ежемесячное пособие в размере $490 тем, кто перестанет вести такой затворнический образ жизни.
В Британии зумеры чаще не выходят из дома по экономическим причинам — из-за нехватки денег на тусовки и стремительной инфляции. Однако даже экономисты не могут объяснить, почему британцы младше 24 лет чаще поддерживали ковидные ограничения.
Более того, зумеры были даже за возвращение таких ограничений: они выступали за закрытие ночных клубов или правило «шестерки» — ограничение на собрания более шести человек (это показал опрос, проведенный группой More in Common).
Не последнюю роль в популярности домоседства сыграли цифровые технологии: в телефоне можно и общаться, и флиртовать, и развлекаться.
{{slider-gallery}}
Зумеры реже употребляют алкоголь и запрещенные вещества и менее склонны к безрассудным поступкам — так, например, в США и Великобритании количество подростковых беременностей и правонарушений неуклонно снижается.
Если раньше привычка оставаться дома непременно означала социальную гибель, то сейчас зумеры вместо того, чтобы сходить в клуб, просто смотрят в тиктоке, как это делают другие.
Так, в Манчестере, который может похвастаться самым большим студенческим населением в Европе, изменения тоже весьма ощутимы. Даже студенты, которые за всю историю человечества отличались буйным поведением, теперь скромно празднуют дома.
«Вместо того чтобы ходить на большие мероприятия, они покупают бутылку водки в Sainsbury's и устраивают домашнюю вечеринку», — говорит советник мэра Манчестера Энди Бернхэма Саша Лорд. По его словам, даже молодые люди, у которых есть деньги, скорее будут копить на что-то более существенное, чем одна ночная тусовка.
Исследование, которое провела организация Observant, охватившее чуть больше 2 тыс. человек в Великобритании в возрасте от 18 до 30 лет, показало, что 61% молодых людей стали реже ходить в ночные клубы по сравнению с прошлым годом, 53% теперь тратят меньше на вечерние развлечения и только 16% стали чаще выходить развлекаться после 22:00.
Причин для такого поведения несколько. Так, 68% опрошенных пожаловались на то, что это стало им не по карману, больше трети признались, что не чувствуют себя в безопасности по ночам вне дома. Кроме того, почти 70% заявили, что их останавливает от похода на тусовки недостаточно хорошая организация ночного транспорта.
Если коротко: жалко денег, неудобно добираться, опасно (см. исследование выше, американские зумеры в принципе нервничают, выходя на улицу).
Берлин, столица рейвов, также отчитался, что зумеры гораздо меньше пьют и посещают ночные клубы. Подобное происходит в Амстердаме, Барселоне, Мельбурне.
{{slider-gallery}}
И все же есть места, куда зумеры действительно ходят, чтобы потусоваться. Это публичные библиотеки. Причем многие из них даже не считают себя активными читателями, то есть они не берут там книги и не читают, а просто проводят время.
Исследователи из Университета штата Портленд установили, что, несмотря на повсеместное использование социальных сетей, 54% представителей зумеров и миллениалов за последние 12 месяцев посещали местные библиотеки.
Авторы исследования напоминают, что, помимо книг, фильмов и музыки, библиотеки предлагают людям место для встреч — для видеоигр, работы, выполнения домашних заданий или участия в собраниях.
Библиотеки оказались безопасным и бесплатным местом, где можно неплохо провести время.
Что касается количества посещений библиотек, то поколение Z немного обошло миллениалов. Это согласуется с данными о том, что зумеры предпочитают печатные книги.
За последние два года, согласно данным Американской ассоциации книготорговцев, наблюдается рост числа независимых книжных магазинов. Исследование Университета штата Портленд показало, что за 12 месяцев 58% американцев в возрасте от 13 до 40 лет покупали книгу в книжном магазине.
Итак, вместо клубов — библиотеки, вместо спонтанных тусовок — рилзы про них, вместо идиотских подростковых выходок — тревожность и попытки сэкономить ради чего-то большего. Зумеры живут иначе, чем их предшественники, но это «иначе» необязательно плохо. Они чаще думают о безопасности и опасаются трудностей в общении. Видимо, их взросление прошло под знаком неопределенности — пандемии, экономических кризисов, информационного шума. Это заставило их выбирать в первую очередь себя и безопасность, не пробуя мир на прочность.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.