Мир, в котором мы живем, соткан из противоречий и амбивалентен. Он постоянно меняется, и уследить за этими переменами в нашу эпоху высоких скоростей становится все труднее. Совместно с «Галс-Девелопмент» мы описали пять социокультурных трендов, характеризующих жизнь в мегаполисах в эпоху метамодерна, и проследили, как эти парадоксы подталкивают человечество к развитию.
Гонка прогресса и технологий, в которой все мы в той или иной мере принимаем участие, за последние несколько лет до неузнаваемости изменила нашу жизнь и ускорила всеобъемлющую цифровизацию: грань между личным и корпоративным общением фактически стерлась. Рост переработок и эмоциональной напряженности в связи с необходимостью быть доступным 24/7 в условиях нового гибридного мира стали фиксировать многие, от McKinsey & Company до Европейского фонда улучшения условий жизни и труда. В сущности, на фоне цифровизации случилась подмена понятий: многие стали трактовать концепт «всегда на связи» как норму и даже как залог успеха, в результате чего дисбаланс между работой и личной жизнью лишь возрос.
Как реакция на информационный шум возник запрос на фокус и осознанность. Сторонники цифрового минимализма соблюдают цифровую гигиену, ограничивают пользование соцсетями (или вовсе их удаляют), практикуют диджитал-детокс и цифровую уборку. «Недостаточно просто решить меньше смотреть на экран, — уверен автор бестселлера „Цифровой минимализм: фокус и осознанность в шумном мире“ Кэл Ньюпорт. — Что действительно работает, так это попытка избавиться от скелетов в шкафу. Откажитесь от всех ненужных приложений и сервисов, которые вы бессистемно скачивали в последние годы».
Выбор, как относиться к технологиям и как их применять, остается за каждым из нас. Главное — помнить, что он должен быть осознанным, исходить из запросов и потребностей и соответствовать жизненным установкам. Можно даже не отделять работу от личной жизни и придерживаться концепции [[work-life blend|концепция, при которой работа и личная жизнь не разграничиваются, а гармонично сосуществуют; человек адаптирует график под себя и чувствует себя удовлетворенным в обеих сферах жизни.]], управляя собой и своим графиком и выстраивая нужные вам алгоритмы потребления информации.
Одним из главных мегатрендов последних лет стала ускоренная урбанизация. Согласно прогнозам международной Организации экономического сотрудничества и развития, к концу XXI века на города, где уже живет более половины мирового населения, будет приходиться 85% прогнозируемого десятимиллиардного населения Земли.
С другой стороны, все больше городских жителей мечтают о переезде за город, где благоприятнее экологическая обстановка и больше возможностей сохранить ментальное и физическое здоровье. Интерес к загородной недвижимости и запрос на субурбанизацию — развитие пригородов, обеспечение их необходимой социальной, транспортной, коммунальной и рекреационной инфраструктурой — наиболее ярко проявились в пандемию. Но массовой миграции горожан в пригороды не случилось и, как считают урбанисты, в ближайшем будущем не случится в силу множества стоп-факторов (время на дорогу, доступность образования, медицины, досуг и расходы на содержание недвижимости), а значит, жизнь в черте крупных мегаполисов сохранит свою актуальность для будущих поколений.
{{slider-gallery}}
В феврале этого года ChatGPT стал самым быстрорастущим приложением в истории. Всего за два месяца сервис привлек более 100 млн активных пользователей — результат, на который TikTok понадобилось девять месяцев, а Instagram* и вовсе два с половиной года. По словам Билла Гейтса, сооснователя Microsoft, инвестирующей в OpenAI, подобные ChatGPT нейросети «изменят мир».
Тема нейросетей уже не первый год стоит в ряду наиболее популярных, однако после внедрения GhatGPT споры о разных аспектах применения искусственного интеллекта разгорелись с новой силой — и теперь, помимо интернет-пользователей, в них активно участвуют эксперты в области ИИ, основатели и топ-менеджеры IT-гигантов и даже чиновники. Все это сигнализирует о том, что феномен искусственного интеллекта претендует на роль одного из главных мегатрендов ближайших лет.
Но вместе с эйфорией растет и общий уровень напряжения. Все чаще звучит вопрос: где правила и границы общения человека и искусственного интеллекта? И где гарантии, что нейросети и их производные не заберут рабочие места у людей. В мартовском отчете Goldman Sachs говорится, что ИИ может заменить 300 млн рабочих мест, причем прежде всего в юриспруденции и административном секторе. И если в этих направлениях признаков того, что процесс стартовал, пока не видно, представители творческих профессий уже активно выступают против бесконтрольного использования ИИ.
Пожалуй, наиболее отчетливо это проявилось в ходе крупнейшей за последние 40 лет забастовки Гильдии актеров США SAG-AFTRA, в ходе которой актеры выразили серьезную обеспокоенность участившимися случаями применения искусственного интеллекта, назвав его «экзистенциальной угрозой для творческих профессий». Решительно настроены и другие представители креативной индустрии: в январе в США группа художников впервые подала первый в истории коллективный иск против компаний, разработавших нейросети — генераторы изображений Stability AI и Midjourney, обвинив разработчиков в нарушении прав миллионов авторов картин. До этого натиску художников подвергся сервис ArtStation. И это лишь несколько примеров того, как передовая технология вступает в конфликт с интересами людей, идентифицирующих себя как создателей уникального авторского контента.
Еще одной важной тенденцией, проникшей в разные сферы жизни, стало устойчивое развитие — способ управления, при котором человек стремится сократить негативное воздействие на окружающую среду. Наиболее отчетливое отражение этот тренд получил в розничной торговле. Как показало исследование Nielsen, 59% опрошенных россиян лучше относятся к брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию. Согласно другому исследованию потребительского спроса, доля продуктов, ориентированных на устойчивое развитие, продолжает расти. При этом потребители готовы платить больше за продукты, соответствующие их ценностям.
В ответ на экозапросы общества все больше компаний выбирают одним из своих главных принципов содействие ответственному потреблению и разумному использованию ресурсов. И все чаще в их стратегиях и годовых отчетах появляются отдельные разделы, посвященные устойчивости и ESG-повестке. Ряд глобальных брендов даже внедряет практику производства одежды по запросу и предзаказу, стремясь таким образом минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Тем не менее говорить, что консюмеризм остался в прошлом, преждевременно. Постковидный анализ потребительского поведения, который провело Бюро экономического анализа США, показал: во время пандемии американцы тратили на товары больше, чем когда-либо прежде. Расходы увеличились на 25,69% с января 2019 года по август 2021 года. Тренд сохранился и после пандемии: по данным Deutsche Bank, расходы американцев на товары остаются «очень высокими» по сравнению с доковидными временами. В европейской статистике прослеживаются похожие тренды: количество продуктов на человека продолжает расти, как и совокупный объем бытовых отходов.
Желание сохранить окружающую среду и готовность внести свой вклад не одно и то же. Сколько еще времени уйдет на то, чтобы привести их к общему знаменателю, — большой вопрос.
Технологические решения последних лет и их планомерное внедрение в реальную жизнь привели к тому, что и без того эфемерная грань между офлайн- и онлайн-средой размылась окончательно. Вместе с тем стала набирать силу новая философия существования — фиджитал, то есть концепция, которая подразумевает слияние физического мира и цифровой реальности, в том числе использование технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.
В 2022 году глобальные инвестиции в технологии иммерсивной реальности составили около $16 млрд. Тот факт, что IT-гиганты инвестируют в этот рынок миллиарды долларов, указывает на то, что AR и VR не просто развлечение, а далеко идущий тренд. Разработчики уже добавляют в свои продукты виртуальные симуляции, чтобы сделать VR-сценарий максимально правдоподобным. Например, используют «трогательные технологии» — специальные перчатки для тактильных ощущений, которые создают эффект прикосновения и передают ощущения текстуры, формы, мягкости или твердости предметов и пространства в VR.
Фиджитал часто рассматривается как актуальный тренд в сфере маркетинга, но в действительности эффект от такой синергии выходит за рамки потребительского опыта и уже проник в корпоративную среду, медицину, спорт, образование. В 2022 году в американском штате Флорида появилась полностью виртуальная школа Optima Academy Online, где ученики «посещают» занятия в более чем двухстах виртуальных средах, созданных программистами OptimaEd. На одном уроке они могут оказаться в обстановке Древней Греции и Рима, на другом — переместиться на Эверест, на третьем — совершить путешествие вокруг света. Кроме того, VR-технологии позволяют имитировать ситуации, в которых личный опыт нежелателен или просто-напросто опасен, — например, ядерные испытания.
И хотя интерес к технологиям дополненной реальности неустанно растет, многие из нас все чаще испытывают потребность в «развиртуализации» и живом общении. Особенно остро это чувствовалось в период самоизоляции, когда из жизни практически исчез прямой контакт, а все общение переместилось в онлайн. Как показало одно из опубликованных в журнале Nature постковидных исследований человеческого мозга, виртуальное общение может не компенсировать отсутствие взаимодействия в реальной жизни. В другом исследовании подтвердилась гипотеза, что реальное общение сильнее влияет на ментальное здоровье, чем онлайн-коммуникация.
Кроме того, на фоне активного проникновения виртуализации в нашу жизнь набирает обороты тренд на «заземление», или соприкосновение с природой. Чтобы «заземлиться», кто-то ходит босиком по песку и сидит на траве, а кто-то посвящает выходные работе в саду. Считается, что такие действия помогают снизить напряжение, улучшить сон и обрести баланс.
Реклама, ООО «СЗ» Галс - Фридриха Энгельса», erid: LjN8K131X