Нетфликс вместо кошмаров, «ген короткого сна» и тамагочи для засыпания — технологии и разработки в области сна зашли гораздо дальше расчета фаз и диагностики его качества. В этой статье разбираемся с самыми интересными.
Никакой воды на тему «сон — это важно», только последние исследования, размышления футурологов и обзор sleep-рынка.
Несколько лет ученые Массачусетского технологического института разрабатывают протокол Target Dream Incubation (TDI) — он может записывать сны, а также «редактировать» их контент, программируя вокруг заданной темы. Информация передается человеку, когда он находится в состоянии гипногогии — уже засыпает, но еще может слышать и обрабатывать звуки.
TDI может стать способом лечить фобии, депрессии и стрессовые расстройства, а также сделать обучение более эффективным и развивать творческие способности. Одним из последних достижений ученых как раз стал вывод о связи сна и креативности. Так, сновидение на конкретную тему во время засыпания напрямую связано с повышением креативности по этой теме после сна — то есть если вам снится дерево, то после сна вы лучше справитесь с творческими заданиями, связанными с деревом, чем испытуемый, который такого сна не видел. А если дерево приснилось вам несколько раз — то лучше, чем человек, который видел его во сне только однажды.
Возможно, мы даже доживем до «Оскара» в номинации «за особенно хорошо срежиссированный контент снов». Но у проекта есть и тёмная сторона.
Технологиями активно интересуются крупные компании вроде Microsoft, ведь в сны можно будет подмешивать рекламу. Согласно отчету Future of Marketing от Американской ассоциации маркетинга, 77% опрошенных маркетологов хотели бы начать использовать сны как канал для рекламы в ближайшие три года.
Сами исследователи не хотели такой славы и пишут одно за одним открытые письма: «Наши сновидения не должны стать еще одной игровой площадкой для рекламодателей. Наука о мозге помогла разработать несколько технологий, вызывающих привыкание, от мобильных телефонов до социальных сетей, которые сегодня определяют большую часть нашей бодрствующей жизни; мы не хотим, чтобы то же самое произошло с нашим сном».
Любой взлом когнитивных структур чреват негативными последствиями: так можно влиять на личность, ее убеждения и мотивации — без ее ведома. Некоторые считают, что риски от бесконтрольного распространения таких технологий гораздо страшнее, чем засилье ИИ.
В 2022 году объем рынка Sleep Tech составлял $17,9 млрд, а к 2032 может вырасти до $92 млрд. Сегодня производители активно предлагают самые разные продукты для оптимизации сна: от масок для быстрого засыпания до кап против нарушения дыхания, умных кроватей с функцией терморегуляции и нейрогаджетов, которые посылают успокаивающие вибрации. Прежде всего они нужны, чтобы бороться с бессонницей, апноэ и нарколепсией — ну и в целом помогать лучше высыпаться.
Отдельно вынесем мониторинг показателей организма — популярные сегодня смарт-часы и трекеры сна примерно на 95% точно определяют, спите ли вы, но только на 60% верно считывают фазу сна или его качество. Более показательным был бы, например, трекинг движения глаз — здесь ждем разработки от Apple и Google Fitbit.
Футурологи считают, что передовые технологии со временем будут внедрены во все — от матрасов и подушек до пижам. Но и тут не без проблемы неравенства. Если когда-то сон бы необходимостью, то вот такой, нафаршированный технологиями, он в буквальном смысле превращается в роскошь. Если будущее, в котором люди будут сильно зависеть от технологий сна, станет реальностью, те, кто, возможно, больше всего нуждается в отдыхе, не смогут позволить себе умные пижамы. Так называемый sleep gap будет только увеличиваться.
Футуролог Ян Петерсон еще в 2011 году писал, что управление сном может стать реальностью к 2035 году. Потенциально люди смогут связывать свои сны с чужими, играть в игры, записывать и воспроизводить их при помощи мониторинга мозга.
Пока же геймификация доступна только в формате соревнований с самим собой, друзьями и незнакомцами — по такому принципу работает, например, бот «Слипи». Раз в день он делится полезными лекциями, напоминает про домашки и помогает трекать свое состояние в режиме игры.
Для тех, кому интереснее сон высших достижений, появился Pokémon Sleep — дополнение к легендарной игре, которое награждает бонусами каждый 90-минутный сон. Отследить прогресс можно двумя способами: с помощью самого приложения через датчики, фиксирующие движения и звуки, или трекер-браслет Pokémon Go Plus. За две недели Pokémon Sleep скачали 3 млн раз, а ежедневная выручка приложения — $130 000.
Еще один сервис из той же категории — Sleepagotchi. Если вы ложитесь и просыпаетесь в одно и то же время, получаете в награду баллы или предметы, которыми можно обставить комнату персонажа, почти как в The Sims. У приложения белорусские корни, а вдохновлялись разработчики подходом Duolingo и Pokémon Go — и в январе 2023 привлекли $3,5 млн на развитие проекта.
Еще в 2019 году ученые обнаружили мутации в генах DEC2, ADRB1 и NPSR1 — из-за них человек может высыпаться за 4-6 часов без ухудшения памяти и других когнитивных функций.
Предполагается, что в будущем генная инженерия поможет оптимизировать сон, уменьшив количество часов, необходимых, чтобы почувствовать себя отдохнувшим. Кроме того, изучение генов интересно с точки зрения разработки лекарств от нарушений сна. NPSR1 — клеточный рецептор, поэтому на него можно целенаправленно воздействовать с помощью медицинских препаратов.
Уже сегодня многие спа-салоны и велнесс-центры предлагают программы, направленные на восстановление режима — обычно это люксовые ретриты с расслабляющими массажами, низкоинтенсивными тренировками, прогулками и медитациями. Некоторые клиники работают на современном оборудовании для диагностики сна, но большая часть опирается не на доказательную медицину, а на альтернативные ненаучные практики. Так что, скорее, ретриты стоит рассматривать как релакс-опыт, а не способ борьбы с заболеваниями.
В будущем, считают футурологи, «осмотры сна» станут такой же рутиной, как походы к стоматологу, что приведет к улучшению диагностики апноэ во сне и парасомнии, которые сегодня часто остаются незамеченными. А центры отдыха будут включать в питание мелатонин и серотонин, разработают «меню» подушек и специальное освещение для восстановления циркадных ритмов.