Чем почти любой стартап образца 2025 года похож на горных шотландцев XII века? И тем и другим необходимо объединяться. Правда, если кланы скоттов заключали союзы, чтобы вместе отражать нападки вездесущих викингов, то у небольшого бизнеса цифровой эпохи причин для этого больше.
Эффективнее бороться с внешними обстоятельствами, расширять рынки сбыта и становиться устойчивее: то, чего компания может в одиночку добиваться десятилетиями, она способна достичь гораздо быстрее, если найдет подходящих партнеров с необходимой экспертизой. Это основа бизнес-экосистемности.
Понять, какие боли пользователей и бизнеса закрывают экосистемы сегодня, и разобраться в нюансах нам поможет содружество городских проектов Misty.
Бизнес-экосистема не новое понятие. Ее признаки мы видим уже в начале XX века, например, на автомобильном рынке: японский концерн Toyota и немецкий бренд Volkswagen в разное время стремились объединить вокруг себя поставщиков и дистрибьюторов. В итоге вокруг каждой компании формировались обширные горизонтальные сети, которые помогали расти и им, и их сателлитам.
Значительная часть из топ-10 крупнейших глобальных компаний — Apple, Amazon, Microsoft, Alphabet, Alibaba — экосистемные. На российском цифровом рынке та же ситуация. Крупнейшие экосистемные игроки тут VK, Сбер, Т-Банк, «Яндекс», МТС, Ozon, «Газпром-медиа».
Разберем принцип экосистемы на основе «Яндекса». Помимо собственно поисковика, у компании есть свои сервисы продажи и доставки товаров («Маркет», «Еда», Ultima, «Авто.ру»), услуг и образования («Практикум», «Учебник»), мобильности (самокаты, такси, заправки), финансов («Пэй», «Сплит»), развлечений («Букмейт», «Кинопоиск» и т. д.), путешествий, гаджетов и ИИ. Всего в экосистеме «Яндекса» более 100 сервисов. У Сбера их более 80. VK не уступает: только за 2022-2023 годы последний купил около 30 проектов.
Зачем им столько? С одной стороны, экосистемность позволяет материнскому бренду дотягиваться до клиентов с разными запросами, с другой — дает возможность увеличивать совокупный чек и в целом растить клиентскую лояльность.
Консалтинговая компания McKinsey считает, что построить бизнес-экосистему возможно только в том случае, если каждый бизнес понимает, зачем ему участие в общем процессе и какие собственные боли он может закрыть силами партнеров. «Сама суть экосистемы заключается в мобилизации и поощрении различных участников к коллективному решению сквозных потребностей пользователей», — пишет в своем отчете ведущий партнер McKinsey Вайолет Чанг. Идеально, если видение того, куда движется рынок, у партнеров также совпадает.
Исследователи подчеркивают, что экосистема работает в первую очередь на рыночном прагматизме. Хороший пример отечественного рынка — покупка телеком-гигантом МТС контрольного пакета кикшеринг-сервиса «Юрент».
МТС потратил несколько миллиардов рублей вовсе не только для того, чтобы составить конкуренцию «Яндекс Go» и Woosh на стремительно растущем рынке самокатов. Через покупку он смог интегрировать уже существующие сервисы на рынок городской мобильности.
Компания нарастила количество клиентов онлайн-приложения (позволяет арендовать самокат в два клика) и трансакций через собственный банк (там копится кешбэк за поездки). А еще стала больше зарабатывать на пауэрбанках (тоже экосистемный партнер): во время поездки пользователь видит станции подзарядки на карте и может взять пауэрбанк, если садится телефон.
{{slider-gallery}}
Экосистема — это гораздо более устойчивый способ существования для бизнеса за счет обмена данными, экспертизой, ресурсами (финансовыми, кадровыми, маркетинговыми). Присоединяясь к экосистеме, небольшая компания получает доступ к инновациям.
Пользователям экосистема дает удобство и выгоду. Первое — за счет бесшовной идентификации через единую платформу. Клиенту не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность: для всего есть единый клиентский ID. Поддержка тоже централизованная.
Кешбэк, скидки, бесплатные доставка — все это мотивирует пользователя. А экосистеме за счет ее размера проще гарантировать клиенту эту выгоду. Так, всего за год интеграция позволила МТС утроить количество клиентов, которые используют более чем один сервис подписки МТС Premium.
Если ИТ-корпорации замыкают пользователя в рамках одного бренда и одной системы лояльности, то финтех-сервисы поменьше дают разнообразие, но работают в довольно узких нишах. И то и другое ограничивает пользователя. Как это ограничение снять? На этой идее предприниматель Берс Джамбулатов построил свой сервис Misty. Расскажем о нем ниже.
{{slider-gallery}}
Берс Джамбулатов — серийный предприниматель, выпускник факультета госуправления МГУ и школы управления «Сколково». В его портфеле больше десяти проектов. В некоторых, как, например, ветеринарная клиника Vetcity, он учредитель и мажоритарный владелец. В других, где идея и бизнес-план принадлежали партнерам, у него только доля.
Уже будучи владельцем нескольких бизнесов, Джамбулатов понял, что как клиент других компаний он далеко не всегда может получить тот уровень сервиса, на который рассчитывает.
«Сам я по натуре тревожный человек, и мне важно все контролировать, — делится он. — Пусть в течение дня я получаю 80% положительных эмоций, но факт того, что нужно мириться с вероятностью 20% отрицательных, растит мою тревогу. Мне важно быть уверенным, что на кухне кафе, куда я пришел пообедать, чисто, а на паркинге я не услышу фразу: “300 рублей — или мест нет”. Ведь все это негативное влияет на качество моей жизни».
Предприниматель объясняет: у рядового пользователя обычно три страха — обмана, нарушения договоренности и непрозрачности процесса, когда он не знает, что с ним сейчас произойдет. Например, как пройдет прием у врача или день рождения в ресторане.
Из этой идеи прозрачности и спокойствия от предсказуемо высокого сервиса Джамбулатов и решил развивать экосистему Misty.
Для пользователя Misty — это комплексная программа лояльности, которая распространяется на услуги бизнесов разного рода. Салоны красоты, клиники, рестораны и фастфуд, спортивные секции, детейлинг авто, бренды одежды — клиенту не нужно гуглить каждый конкретный запрос, он просто открывает карту Misty и выбирает заведение с нужной услугой.
При оплате в любом заведении-партнере Misty достаточно показать QR-код, чтобы начислить или списать баллы. С каждой трансакцией уровень лояльности растет. Чем выше уровень, тем выше кешбэк. Все накопления в Misty прозрачные: один балл — это один рубль, а уровень кешбэка не меняется от категории к категории. При этом пользователь всегда видит, сколько баллов осталось накопить до перехода на следующий уровень. Баллами можно оплатить до 25% суммы чека у любого партнера экосистемы.
Предположим, клиенту нужно поменять стекло в автомобиле. Вместо записи в ноунейм-салон он записывается в автосервис через Misty, один раз вводит все свои данные, оплачивает услугу и накапливает баллы. А на следующий день закрывает ими, например, часть счета в ресторане. А чек от зубного, к которому пользовательница записалась через Misty, уже не кажется ей таким кусачим: с накопленным кешбэком она может, например, сэкономить на маникюре, груминге питомца или занятии по кикбоксингу для ребенка.
Основатель подчеркивает: Misty не столько про лояльность, сколько про комплексность. Разные компании внутри сервиса уже знают вас как клиента и готовы обеспечить сопровождение, соответствующее вашим запросам.
{{slider-gallery}}
Глобальная цель Misty — закрыть все потребности современного жителя мегаполиса. Сегодня в экосистеме более десятка сервисов разной направленности: от линчевского бара Silencio до стоматологии «Белая радуга», от бренда женской одежды All We Need до сети детских спортивных клубов Gymnasium. По словам Джамбулатова, экосистема открыта к любым видам бизнесов в сегменте «средний +», которые не создают конкуренцию текущим проектам экосистемы. Главное, чтобы будущие партнеры разделяли три ценности: эмпатию, осознанность и экологичность.
«Мне важно привлекать не просто бизнесы, а предпринимателей-единомышленников, — говорит основатель. — У нас уже есть ветеринарная клиника, и было бы здорово сотрудничать с проектами в области человеческой медицины. Есть грузинский, веганский и винный рестораны, поэтому все, что не составляет конкуренцию этим концепциям, — например, греческая, итальянская и другая кухня — мы приветствуем. То же самое со спортом, помимо джиу-джитсу и йоги».
Важно, что входящие проекты могут быть изначально разработаны в идеологии Misty или в ней же переосмыслены. Всем, кому откликается экосистемный подход, проект предлагает поделиться контактами на сайте.
{{slider-gallery}}
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.