Помимо маркетинговых предложений, примерно раз в месяц подписчики ювелирного бренда Avgvst получают на почту письмо от основательницы Натальи Брянцевой. В конце мая она, недавно открывшая первый магазин бренда в Берлине, обратилась к аудитории с одновременно рабочей и очень личной темой — об эмоциональной пропускной способности.
«Я узнала новое английское слово. Bandwidth. Максимальный объем данных, передаваемых через интернет-соединение за заданный промежуток времени, пропускная способность канала, — пишет Наталья. — А еще у него есть другое значение: mental capacity, энергия или умственные способности, необходимые для разрешения ситуации».
«Похоже, именно из-за отсутствия bandwidth я давно не писала рассылок. Еще не прокачала личный бренд, не похудела, не занялась спортом, не провела семейную фотосессию с дочкой, не прочитала 12 книг, не обустроила детскую, не организовала девичник со свопом ненужных вещей, не записала ребенка в бассейн. Можно было бы объединить встречи с подругой с совместными пробежками, бегая под аудиокнигу (нет!). Но, кажется, даже на оптимизацию процессов, чтобы они занимали меньше времени и усилий, нужны усилия», — подытоживает Брянцева.
Наша пропускная способность зависит от всей информации, которую мы получаем за день: от офисных шуток до споров с соседями. С тех пор, как и то и другое перешло в онлайн, оградить себя от окружающего шума стало только сложнее.
Если раньше для этого было достаточно просто захлопнуть дверь квартиры, то теперь потребуется еще и отключить в ней интернет. Но мало кто может себе это позволить.
«Как-то раз я купила билет на спектакль и решила до этого прочитать книгу, на которой основана пьеса», — рассказывает 34-летняя архитектор Татьяна. Время шло, а книга так и не читалась — вместо нее Татьяна постоянно выбирала что-то другое: соцсети, интернет-шопинг, сериалы.
В этом она не одинока, каждая вторая минута в интернете по всему миру сегодня тратится на «ленивые действия»: обновление лент в соцсетях, просмотр видео, игры. «Я поздно ложилась спать, залипая в Reels, и буквально ходила в туалет с телефоном, — рассказывает она. — Скроллила ленту каждую свободную от работы минуту. И часто даже не могла сосредоточиться на фильме — всегда параллельно листала соцсети».
В транспорте, за утренним кофе, домашними делами, покупками в супермаркете, во время ужина и на прогулке с собакой — все наше свободное время занято контентом.
Пропускная способность современного человека, подобно дамбе, постоянно вынуждена сдерживать все большие объемы медиапотоков. При этом, согласно различным психологическим исследованиям, «прорыв» сулит психологическим обезвоживанием: тревогой и нервозностью, бессонницей, хронической усталостью и апатией.
Татьяна давно хотела сократить количество цифрового шума в жизни. Поворотным моментом стала «Социальная дилемма» — документальный фильм с бывшими сотрудниками Google, Twitter, YouTube и других IT-гигантов об опасности созданных ими алгоритмов. После этого девушка решила завязать с соцсетями хотя бы на некоторое время — пока не прочитает книгу.
С цифровой заспамленностью последние несколько лет борется все больше людей. Одни, например, устраивают себе цифровой детокс, другие подходят к проблеме фундаментально, придерживаясь цифрового минимализма.
В основе течения — осознанное использование технологий. Намеренное подавление малоценного цифрового шума и осознанное использование источников, из которых он на нас льется, может значительно улучшить жизнь, считает автор книги «Цифровой минимализм» Кэл Ньюпорт. Его слова подтверждают примеры из жизни людей, решивших прервать бесконечный инфопоток.
В начале 2023 года основатель «Студии Лепёхина» Евгений Лепёхин отменил в компании все обязательные планерки и созвоны. «И ничего страшного не случилось. Работа не встала, дедлайны не сорвались, — пишет он. — Наоборот, у людей появилось больше времени на вдумчивую, спокойную работу».
Цифровой минимализм предприниматель практикует давно: последние пять лет его телефон находится в беззвучном режиме, а уведомления в приложениях и мессенджерах отключены (это не касается только семьи и пары близких друзей). Предприниматель, по его словам, тщательно защищает себя от новостей и читает их только тогда, когда хочет, — через [[RSS|Технология, которая позволяет читать новостные ленты разных сайтов в одном месте.]]. А людей, которые репостят новости, «безжалостно скрывает из ленты».
Контролировать свою пропускную способность — значит отстаивать свои границы. Ведь мы живем в эру идеи о мгновенном результате, считает Евгений.
«Больше знаний. Больше курсов. Больше книг и статей. Больше сохраненных ссылок. Неважно, какого качества книги и статьи, которые ты читаешь. Неважно, что ты устал. Нельзя отставать. Смотри, тот блогер из инстаграма [принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в РФ] уже прочитал десять книг за январь. А ты все еще мусолишь эту одну книжку?! Ты недостаточно продуктивен!» — пишет он. Эту гонку за количеством (но не глубиной) потребляемой информации предприниматель считает нездоровой. И сам уже давно добровольно из нее выбыл: «…мое спокойствие дороже, чем их желание сообщить мне что-то, на что я не могу повлиять. Я могу влиять только на свою жизнь. Это важно. Все остальное — шум».
К этому же выводу пришла и архитектор Татьяна. «Уже спустя некоторое время я стала лучше спать. А дома по вечерам больше общаться с мужем», — радуется она. Жизнь тех, за кем раньше она активно следила, уже спустя пару недель сетевого воздержания стала ей совершенно безразлична. «Теперь, если хочу узнать, как у кого-то дела, просто пишу или звоню», — говорит она.
Девушка не открывала ни одну соцсеть больше месяца, хотя рефлексы, по ее словам, все еще дают о себе знать. Когда тянет что-нибудь полистать, вместо Instagram* она скроллит ленту новинок в книжном сервисе: за первой книгой почти сразу пошли вторая и третья.
Радикальные методы — например, резкий и полный отказ от соцсетей — подходят не всем. Да и простым удалением ненужных приложений и отписками от популярных сервисов проблему не решить, ведь цифровой минимализм — это состояние, а не одномоментное действие.
Можно начать с нескольких базовых шагов (главное — двигаться постепенно и не ругать себя за «срывы»):
Не отвечайте на рабочие сообщения до десяти утра. Оставьте утро себе.
Не читайте новости в течение дня. Вместо этого выделите для этого специальные промежутки — например, 15 минут утром и вечером.
Выключите уведомления везде, где это возможно. Когда захочется посмотреть сторис или проверить, не подешевели ли ваши подписки на «Авито», просто откройте приложения.
Установите блокировщики сайтов (SelfControl — для Mac, Cold Turkey — для Windows; также можно использовать StayFocusd для Chrome).
Установите режим «Не беспокоить» во всех рабочих чатах — например, с 10 утра до 20 вечера (такая опция есть, например, в Slack).
Закрывайте почту после того, как ответили на рабочие письма. И так со всеми остальными задачами.
Сократите количество рабочих созвонов. Сначала освободите от них один день на неделе (в общем календаре команды можно заблокировать свое расписание на этот день) и постепенно увеличивайте количество.
Переводите смартфон на авиарежим или режим «Не беспокоить» за пару часов до сна (на iOS можно настроить различные уровни фокусирования). Уделите свободное время только себе.
Откажитесь от мышления в духе «это когда-нибудь мне пригодится». Может получиться как с российским балконом: со временем он будет только больше заваливаться мусором.
Проводите цифровую уборку каждые 30 дней. Если за месяц не пользовались приложением или так и не вернулись к неоткрытому письму, значит, их можно удалять.
Конечно, чистка смартфона или почты не панацея. Информационный мусор окружает нас не только в «цифре» — он повсюду. А между нашей внутренней «зашумленностью» и захламленной квартирой или лэптопом — прямая связь.
Прервать этот шум можно только собственными усилиями. Научившись чутко прислушиваться к себе, своим физическим и эмоциональным реакциям на внешние раздражители.
Поэтому перед тем, как чистить кэш и разбирать вещи для свопа, задайтесь вопросом: «Зачем я копил (копила) весь этот мусор так долго? И что я приобрету, отказавшись от него?» Честно ответив на него, со временем вы заметите: мусор больше не копится.
* Принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в РФ.