Успех компании нового времени зависит не только от того, какой продукт она создает и как в ней выстроены бизнес-процессы, но и от внутреннего состояния сотрудников, считает основатель deep mind Максим Родин. Его команда учит людей в компаниях управлять своим состоянием и тем самым развивает в них экологичную корпоративную культуру. По просьбе SETTERS Media Максим рассказывает о четырех психологических метанавыках, необходимых в эпоху постоянного стресса.
Чем больше мы общаемся с компаниями и лидерами, тем отчетливее чувствуем, как серьезнейшие изменения среды формируют перед всеми нами задачи совсем нового толка — метазадачи, более абстрактные и тонкие вызовы волатильного времени. Например, обычная задача — улучшить коммуникацию в команде. А метазадача — создать условия для развития эмоционального интеллекта в коллективе, которые позволяют не только передавать информацию, но и понимать и поддерживать друг друга во время стресса.
Для решения метазадач человеку необходимы новые, более тонкие навыки — метанавыки. Это основные компетенции, которые позволяют людям учиться, адаптироваться и процветать в условиях изменений. В отличие от традиционных навыков, которые могут устареть, метанавыки вечны и универсальны. Они необходимы для адаптации и незаменимы в условиях изменяющихся рынков труда и технологий.
На базе актуальных лидерских компетенций Всемирного экономического форума, соединенных с [[Теорией U|Предлагает методологию управления изменениями на основе осознанности. Идея в том, чтобы быть открытым к новой информации и контактировать со своими чувствами в настоящем. Так можно предчувствовать будущее, преодолевая ограничения старых способов мышления, ориентированных на прошлое.Создатель теории — Отто Шармер, старший преподаватель Школы менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института.]], мы сформировали свою матрицу ключевых метазадач и соответствующих им метанавыков. Это осознанность, эмпатия, резильентность и адаптивность.
Осознанность — навык знать, что происходит в вашем непосредственном опыте прямо сейчас, и относиться к этому с принятием или добротой.
Осознанность напрямую связана с тренировкой внимания. В классическом понимании, принятом в современной науке и подходе mindfulness, осознанность развивается через специальные упражнения.
Если мы говорим о развитии навыков, осознанность — это как тренировка мышц в спортзале: мы направляем внимание на определенные объекты своего опыта и таким образом тренируем внимательность. Направляя внимание на текущий момент, мы осознаем его, и это становится практикой осознанности.
Сейчас существует множество мифов вокруг этого понятия. Например, некоторые думают, что сидение на скамейке без телефона — это медитация. На самом деле это просто присутствие, но не практика осознанности, так как нет концентрации внимания на происходящем опыте.
При этом осознанность может быть как формальной (в рамках медитативных практик), так и неформальной. Это значит, что, даже не медитируя, мы можем практиковать осознанность, если выполняем повседневные действия с полным присутствием и вниманием. Сидя на той же скамейке, можно направить внимание на то, как тело соприкасается с поверхностью брусков, как ветер касается кожи, как солнце согревает ее, как звучит окружающий мир. Мы замечаем эти ощущения и осознаем их в текущий момент.
{{slider-gallery}}
Осознанность создает обратную связь, позволяющую нам осознавать, как наш опыт и состояние влияют на то, что мы делаем. Этот фундаментальный навык ускоряет развитие всех других способностей. Например, с практикой осознанности мы становимся менее реактивными: вместо автоматических реакций на раздражители (стрессовое письмо от начальника, подрезание на дороге) мы получаем возможность выбора. Мы можем выбрать не реагировать импульсивно, а осознанно ответить: возможно, проявить сострадание к другому человеку, находящемуся в тяжелом состоянии, или увидеть, что письмо начальника вовсе не угрожает нам.
Эмпатия — ключевой навык, необходимый для взаимодействия с другими людьми, так как все мы эмоциональны. В отличие от задач, где достаточно технической коммуникации (например, работа программистов), в командной работе и особенно в лидерских ролях важно не только понимать, но и ощущать, что переживают окружающие. Эмпатия позволяет нам не просто поддерживать людей, если это необходимо, но и находить такие слова и действия, которые помогут строить устойчивые и доверительные отношения, учитывая эмоциональное состояние других.
Это особенно важно в любой роли, где от качества отношений зависит результат. Способность выстраивать здоровые связи значительно влияет на благополучие человека: без эмпатии мы практически лишаемся возможности глубоко взаимодействовать, так как люди воспринимают нас как отстраненных и равнодушных к их потребностям.
Практическое развитие эмпатии позволяет воспринимать окружающих не как чужих или странных, а как людей, которых мы все лучше понимаем. Благодаря этому создаются крепкие, здоровые и продуктивные отношения, которые положительно влияют на все сферы жизни.
В пример можно привести наш кейс с «Авито». Коммуникация в дизайн-департаменте компании содержала много критики, обратная связь была неэкологичной. Это демотивировало сотрудников, способствовало их выгоранию. После двухмесячного тренинга по развитию эмпатии и навыков коммуникации от deep mind уровень стресса команды снизился, а коммуникация перестала отнимать силы.
{{slider-gallery}}
Адаптивность — это способность замечать изменения, учитывать контекст и реалии вокруг, корректировать свои идеи, взгляды, действия и эмоции, чтобы эффективнее достигать своих целей. В мире, где перемены происходят постоянно, без навыка адаптации мы чаще переживаем кризисы, не можем реализовать свои замыслы и теряем связь с реальностью.
Адаптивность тесно связана с осознанностью, потому что первый шаг к изменениям — это умение заметить, что происходит и во внешнем мире, и внутри нас: наши эмоции, мысли, реакции. Это позволяет нам лучше понять, как адаптироваться к новым обстоятельствам. Люди, которые открыты к новому и готовы меняться, обычно более успешны, в отличие от ригидных. Ригидность проявляется в сопротивлении изменениям — когда человек активно защищается и отказывается принять перемены, не видя за ними возможностей.
Люди с развитой адаптивностью быстрее замечают изменения и лучше приспосабливаются к ним, что помогает «оседлать волну» новизны. Адаптивность особенно ярко проявляется в расцвете сил: обычно молодые люди легче чувствуют изменения и лучше реагируют на них. Однако, развивая метанавыки осознанности и гибкости восприятия, мы можем сохранять и развивать адаптивность в любом возрасте.
В бизнесе адаптивность позволяет преодолевать установки, мешающие развитию компании, быстрее отказываться от неработающей идеи и переходить к новому решению. Например, бизнес-модель deep mind была ориентирована только на B2B-клиентов, но недавно мы начали тестировать B2C, и это тоже сработало.
{{slider-gallery}}
Резильентность — скорость и способность восстанавливаться и приходить в состояние баланса после стресса. Часто это слово переводят на русский как «стрессоустойчивость», хотя понятие резильентности шире: это не только способность выдерживать стресс, но и умение восстанавливаться после него.
Стресс неизбежен, особенно в мире инфошума и постоянных изменений. Стресс забирает энергию, внимание, эмоциональные ресурсы. Это, в свою очередь, подавляет активность префронтальной коры — области мозга, ответственной за ясность мышления, креативность и способность управлять собой и обстоятельствами.
Например, неприятный фидбэк руководителя может вызвать у сотрудника сильные эмоции и на время выбить его из рабочего состояния. Человек с развитой резильентностью способен переварить ситуацию за 15–30 мин и вернуться к работе без ущерба для своей продуктивности.
{{slider-gallery}}
Для развития резильентности необходима в том числе активная саморегуляция. Нужно не только осознавать, что вы, например, боитесь или злитесь, но и уметь целенаправленно менять свое состояние. Для этого существуют различные телесные практики — например, постукивание пальцами по разным частям тела (это одна из практик нашего курса «Эмоциональный баланс»). Способность возвращаться в равновесие, в том числе через подобные практики, и есть суть резильентности.