Издательство MACK в прошлом году вернуло миру жанр фотокниги режиссера. «Архив» Софии Копполы, для которого создательница «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» пересобрала свой архив, уже дважды переиздавался, и с тех пор в издательстве вышла фотокнига Йоргоса Лантимоса, мечтавшего сделать что-то подобное уже десять лет, а для предзаказа доступен том фотографий и эскизов Алехандро Гонсалеса Иньярриту. SETTERS Media приветствует возвращение жанра, уже сделал предзаказы и вспоминает главных представителей почтенного жанра.
Абсолютный бестселлер издательства MACK, благодаря которому специальный жанр фотокниг режиссеров снова оказался востребованным. Внушительный том (почти 500 страниц) — фотографии Копполы со съемок, огромные коллажи из референсов, документация предсъемочного ресерча. Совершенно очевидно — будущий учебник для начинающих кинематографистов и редчайший пример максимально откровенного рассказа режиссера о собственном творческом методе (будем надеяться, что подобные книги, которые, по слухам, составляет Дэнни Бойл для каждого проекта, тоже когда-нибудь будут опубликованы). Впрочем, от Копполы, в свое время вдохнувшей новую жизнь и новую чувствительность в жанр мелодрамы, другого и не ждешь.
{{slider-gallery}}
Формально вторая фотокнига самого успешного и производительного режиссера современности (по скорости производства фильмов Лантимос стремительно приближается к Вуди Аллену) — это кадры со съемок его «Видов доброты», которые показывали в прошлом году в Каннах. Но на деле, как это всегда бывает с Лантимосом, это конечно не вполне так. В книге нет никаких парадных портретов Эммы Стоун или Джесси Племонса или производственных зарисовок из жизни Голливуда — только странные, довольно тревожные фотографии по большей части затылков или пустых помещений, в которых точно не узнаешь оазис современной Америки, Новый Орлеан (там снимался фильм). В общем, продолжение вселенной режиссера, не просто так названного лидером «странной греческой волны» в кино.
{{slider-gallery}}
Великие маркетологи из кинокомпании А24 для всех своих флагманских проектов выпускают книги со сценарием, комментариями режиссеров, фотографиями со съемок и дополнительным артом. Одной из первых проб этого формата была как раз «Ведьма», с которой стартовала не только карьера Эггерса, но и никому не известной дебютантки Ани Тейлор Джой (сейчас уже представить это сложно). Главный бриллиант этой книги — обстоятельный разговор начинающего режиссера и одного из самых знаменитых медиевистов Америки Дэвида Д. Холла.
{{slider-gallery}}
Книга, составленная сыном режиссера Андреем Тарковским — младшим и историками кино и критиками Хансом-Йоахимом Шлегелем и Лотаром Ширмером, — это и огромный каталог кадров из всех фильмов Тарковского, и размышления о творчестве режиссера его коллег, начиная с Жан-Поля Сартра и заканчивая Ингмаром Бергманом, и выдержки из его дневников. И, возможно, главное — нежнейшие фотографии самого режиссера, из которых становится понятно, что человек, при жизни не сказавший ни одного хорошего слова про коллег (за исключением некоторых мертвых), сейчас бы, скорее всего, по ночам выкладывал в Instagram* фотографии закатов и котов.
{{slider-gallery}}
Любимая фотокнига Вендерса. Режиссер и путешественник (две его главные ипостаси, именно в таком порядке), снявший среди прочего «Небо над Берлином», «Париж, Техас» и «Алису в городах», своим любимым жанром заслуженно считает роуд-муви; его фотокниги, над которыми один из мастодонтов европейского независимого кино работает в перерывах между съемками и путешествиями, — тоже они. «Однажды» — это 44 автобиографические зарисовки, что-то среднее между путевым дневником, фотоальбомом и короткометражным фильмом. В кадре — пустынные пейзажи, подсмотренные сценки из повседневной жизни и разреженный воздух, которым всегда наполнено его кино.
{{slider-gallery}}
Автор «Адаптации» и «Быть Джоном Малковичем» начинал как фотограф, причем со специализацией: Джонз снимал исключительно своих друзей-скейтеров. Дальше на него обратили внимание на MTV, и режиссура видеоклипов была вопросом времени. А не познакомиться с одной из величайших хип-хоп-группировок 1980-х Beastie Boys просто не было шансов. Впервые он снимал их в 1991 году и с тех пор стал их «придворным» фотографом и режиссером (если кто-то не смотрел его клип на трек Don’t Play No Game That I Can’t Win, срочно бросайте все дела). Так что, когда стало известно, что первая фотокнига Джонза будет посвящена не ему, а Beastie Boys, ни у кого не возникло вопросов. Она памятник и их дружбе, и той специальной эстетике, которая ушла в небытие с андерграундными зинами 1990-х и временами, когда модные режиссеры и музыкальные звезды могли ничего не продавать.
{{slider-gallery}}
Редкая возможность увидеть гения в начале его пути. Мягко говоря, в судьбоносном 1945 году 17-летний фотограф-самоучка Стэнли Кубрик, которому только предстояло снять «Космическую Одиссею», «Заводной апельсин», «Сияние» и далее по списку, устроился корреспондентом в журнал Look. На дворе, по крайней мере в Америке, наступала эра оптимизма, и будущему режиссеру-мизантропу надо было подстраиваться. В книгу вошло более 300 фотографий, многие из которых раньше не публиковались, и они удивительным образом, учитывая характер их автора, довольно жизнерадостные. В остальном все ожидаемо: один из величайших рассказчиков века оставался таковым и в фотографии.
{{slider-gallery}}
Музыка и фотография в биографии режиссера культового «Контроля» о Joy Division появились, как и у Спайка Джонза, раньше, чем кино. Корбейн успел поснимать и Nirvana, и Ника Кейва, и Дэвида Боуи, и U2, и Depeche Mode, которые вообще считают его негласным членом группы, — проще сказать, кого из главных музыкальных звезд ХХ века он не фотографировал. «1-2-3-4», впервые изданная в 2015 году, — это, если хотите, собрание сочинений, или ретроспектива Корбейна как фотографа. В кадре, как у него всегда водится, мрачные рок-звезды в его уже классическом ч/б, в комментариях к фотографиям — бесценные рассказы самих героев.
{{slider-gallery}}
* Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.