SETTERS Media возвращает рубрику «Точка кипения» — раз в неделю наш редактор культуры Мария Бессмертная будет выбирать самую дикую, интересную, показательную (далее по списку) новость из мира поп-культуры и пытаться понять, что она говорит о текущем положении дел. Предупреждаем сразу: новости нынче не ахти по всем фронтам. Новый выпуск — о «деле» Сидни Суини и American Eagle, которых вот уже неделю с лишним полощет весь интернет. Казалось бы (?), безобидную рекламу джинсов с одной из главных молодых звезд Голливуда сначала сравнили с нацистской пропагандой, а теперь ее комментирует президент США. Что случилось и как мы дошли до жизни такой? Поехали.
{{slider-gallery}}
Любой читающий и — точно — пишущий в медиа человек за жизнь примерно миллион раз сталкивался с подаренным интернетом форматом — «Как представляли такой-то год в кино». Это традиционное развлечение немного подзаглохло, когда мы прошли 2019-й — именно в нем происходило действие «Бегущего по лезвию», the фильма о будущем, согласно которому среди нас уже живут роботы, неотличимые от людей, по улицам летают машины и где-то далеко идут межгалактические войны. Однако недавно, обсуждая с друзьями фильм «Назад в будущее» и его влияние на нашу реальность (это, вообще-то, любимый фильм бизнесмена Питера Тиля — прототипа всех «технобро», первого спонсора предвыборных кампаний Трампа и вообще одного из важнейших, к сожалению, людей на планете Земля), я вспомнила этот великий жанр. «Бегущего по лезвию» пока не случилось. А как конец первой четверти XXI века представляли другие кинематографисты? Согласно картине Спайка Джонса «Она», в 2025 году люди, похожие на Хоакина Феникса, будут влюбляться в колонку «Алиса», озвученную Скарлетт Йоханссон (в принципе, недалеко от правды). Гильермо дель Торо представлял, что человечество, наконец объединив силы, будет бороться с кайдзю («Тихоокеанский рубеж»). Альфонсо Куарон в фильме «Дитя человеческое» рассказывал, что к 2027 году фертильных женщин на планете не останется. Но ближе всех к правде, по-моему, оказался Тим Бертон: к 2029-му, согласно автору фильма «Эдвард Руки-ножницы», у нас будет полная планета обезьян.
{{slider-gallery}}
Самая горячая тема последних двух недель, а именно новая рекламная кампания American Eagle со звездой «Эйфории» Сидни Суини и последовавший за ней скандал, подсказывает, что да, Бертон, в общем, прав. Случилось, если вдруг кто не знает, следующее: создатели рекламной кампании решили в стиле классических заголовков «Коммерсанта» немного покаламбурить со словами «джинсы» и «гены» (мол, у признанной красавицы Суини «хорошие гены», а на самом деле — «хорошие джинсы», «genes» и «jeans» по-английски соответственно) и тут же получили от обеспокоенной общественности обвинения, что реклама эта отсылает не к чему-нибудь, а к евгенике, сторонники которой считали, что человеческий вид надо бы улучшить с помощью искусственного отбора. Особенной популярностью эта теория пользовалась в Германии времен Третьего рейха, так что тут же было решено, что реклама эта, в принципе, не что иное, как нацистская пропаганда. Дальше в лучших традициях охоты на ведьм началось составление дел на всех участников. Выяснилось, что героиня рекламы артистка Суини поддерживает Республиканскую партию, а значит, согласно интернету, автоматически становится доверенным лицом действующего президента США Дональда Трампа и сочувствует его правой риторике. Когда нам ждать костров для Суини от так называемых либералов, озабоченных цензурой и посягательствами на свободу слова и самовыражения, в том числе политического, — вопрос, конечно, риторический. Случившееся уже успел прокомментировать сам Трамп, что превратило и без того безумную ситуацию в настоящий абсурд: «О, теперь мне нравится ее реклама. Удивительно, сколько на самом деле здесь республиканцев. Я об этом не знал. Если Сидни Суини — зарегистрированная республиканка, думаю, ее реклама — это просто фантастика». Только подумайте, президент самой могущественной страны в мире на фоне всех новостей 2025 года обсуждает рекламу джинсов. Тут на полях заметим, что сама актриса никаких заявлений не делала, а American Eagle выпустили максимально обтекаемый пресс-релиз. Последние, разумеется, получают по итогам этого скандала огромные продажи. Оставим в стороне разговор о моральной панике, в которой, очевидно, находится американское общество после второй победы Трампа (из России это обсуждать, в общем-то, смешно), и посмотрим, что этот кейс значит для поп-культуры. А он в некотором роде эпохальный.
{{slider-gallery}}
Во-первых, совершенно очевидно, что перформативный активизм, которым так увлекаются сторонники woke-culture, если уже не уничтожил когда-то полезное общественное движение, то, будем честны, максимально к этому близок. С другой стороны, понятно, что такая преувеличенная реакция, в общем-то, на безобидную рекламную кампанию — это сигнал бедствия как раз той самой woke-culture. Общество и его культура, которые последние годы, преодолевая огромное сопротивление, отчаянно боролись за инклюзивность по всем фронтам, кажется, опять вступают в эпоху «традиционных ценностей» (список последних американских блокбастеров по теме вам в помощь) и пытаются этот процесс остановить всеми доступными средствами. И такая, как мы уже сказали, преувеличенная реакция на действительно традиционный образ сексуальной блондинки в джинсах (что вообще может быть более «американским»?) — это, возможно, последний вздох утопающего.
{{slider-gallery}}
Непонятно, впрочем, другое: почему мишенью общественного гнева, казалось бы, просвещенных людей опять становится женщина? Случай Суини тут наследует предыдущим безумным новостям в рубрике сancelled. Недавно «отменить» пытались, например, певицу Сабрину Карпентер за то, что она «слишком» (слишком для кого?) сексуализирует свой образ, а обложкой своего последнего альбома и вовсе нормализует насилие над женщинами. Остается только надеяться, что активным пользователям Twitter не покажут феерический фотоальбом Мадонны и Стивена Майзела Sex. По сравнению с ним фото Карпентер на коленях у мужских ног — это буквально детские шалости. В общем, налицо, как говорил другой ценитель «традиционных ценностей» Иосиф Сталин, некоторые «перегибы на местах»: пока Канье Уэст спокойно зигует на концертах, врагами «прогрессивного человечества» опять становятся женщины, на минутку отошедшие от станка или домашнего хозяйства. Или, например, конвенционально привлекательные. Что сказать? Обеспокоенной общественности хочется предложить переключиться, например, на звезду «Медведя» Джереми Аллена Уайта, который в прошлом году голышом рекламировал Calvin Klein — вот уж где объективация, сексуализация и далее по списку. Можно обсудить, не слишком ли много кубиков у него на животе и почему трусы нам рекламирует белый голубоглазый мужчина. Но для этого потребуется отказаться от двойных стандартов, а это дается, как показало время, только избранным. Возможно, у них хорошие гены, кто знает.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.