С 12 по 14 апреля 2024 года в Москве пройдет второй выпуск ярмарки современного искусства |catalog|, участие в которой примут более 50 российских галерей — в таком количестве современное российское искусство в ближайшее время посмотреть будет негде. SETTERS Media выбрал из списка художников |catalog| тех, на кого точно стоит обратить внимание, — не только коллекционерам, но и просто любителям искусства.
{{slider-gallery}}
Стартуем с начинающих художников. 25-летняя ученица Владимира Дубосарского работает с темами памяти и архива (в общем-то, совершенно очевидно, главными темами, которые будут интересовать современное искусство в ближайшее время). У нее уже была персональная выставка и не где-нибудь, а в галерее «Триумф»: там как раз показывали ее живописную серию, основанную на видео и фото из семейного архива, в которой с помощью двойной экспозиции соединялись, например, детские фотографии из 1990-х и виды скотобоен. Получается отличный (и страшноватый) портрет времени и страны.
{{slider-gallery}}
35-летний Гинзбург, в общем-то, в отдельном представлении особо не нуждается, но не откажем себе в удовольствии — в прошлом году у него в Петербурге в Marina Gisich Gallery прошла одна из самых остроумных выставок года. Atelier Paradis была посвящена мифу об Эдуарде Лимонове и его деконструкции, в диалог (или спор) с «классиками» Гинзубрг вступил не в первый раз — что-то похожее он уже проделывал и с Пикассо, и с Ильей Кабаковым, например. Так что если вам нужен молодой художник, с помощью которого можно узнать не только о его художественных практиках, то вот он.
{{slider-gallery}}
Нижегородская художественная сцена за последнее время (из последних триумфов — Артем Филатов, участник нашего A-list, и студия «Тихая») стала чуть ли не главным поставщиком новых звезд. На очереди Evsti Bomse, которого в Москве показывает молодая галерея Shift (о ней мы расскажем подробнее). Один из основателей команды Bomse в последнее время работает с живописью и графикой, однако любимые темы и интонация настоящего стрит-художника на месте: знание поп-культуры, понимание новостной повестки, ну и ирония — куда сейчас без нее.
{{slider-gallery}}
Редкий случай — по-настоящему междисциплинарная художница, которая одновременно работает с графикой, керамикой и цифровым коллажем и VR. Участница групп Digital object Alliance и «ШШШ», выпускница Школы Родченко предпочитает работать внутри больших художественных нарративов, то есть — создавать собственные вселенные, в которых помимо нее функционируют фантастические существа на любой вкус — ищут они впрочем все то же, что и люди — солидарности и пути для деколонизации сознания и тела.
{{slider-gallery}}
Возможно, самый мрачный художник в нашей подборке. Работы Нестерова можно было недавно увидеть на выставке «Чародеи» в Доме Культуры «ГЭС-2», в рамках которой современные художники исследовали феномен темного фольклора. У Нестерова там были работы, населенные фантастическими созданиями из японской манги, славянского фольклора, уральской храмовой скульптуры и современного хоррора. Так, впрочем, у художника всегда, а не по случаю — на работы, посвященные, например «Капиталу» Маркса тоже смотреть страшновато.
{{slider-gallery}}
Если вас интересует современное искусство, которое работает в первую очередь с философскими категориями сакрального, то вам сюда. Монохром, любовь к природным и неочевидным материалам (в ход у Патракеева идут, например, земля, соль, молоко и так далее), классическая композиция — вот отличительные черты стиля художника. А еще умение превратить любую работу в притчу — не потеряв при этом в визуальной эффектности. Не зря он был участником важнейшей выставки в Русском музее «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве».
{{slider-gallery}}
Ну а если хочется чего-то поярче, то советуем обратить внимание на Людмилу Баронину. Тут и переосмысление традиционных техник и сюжетов (отдельная тенденция в современном искусстве, ответ на цифровизацию окружающего мира), любовь к лубку, черный юмор, что для современного искусства скорее редкость, и умение работать в казалось бы совершенно разных режимах (от ботанической иллюстрации до элементов классической Античности).
{{slider-gallery}}
Фотохудожница из Петербурга, которую представляет PENNLAB, тоже мастер мультидисциплинарности. И отличное новое имя для тех, кто интересуется таким редким жанром, как «книга художника» — в PENNLAB накануне ярмарки как раз презентовали последнюю у Павловой — «Умри, замри, воскресни». О том, как и чем спасаться при наших общих исторических обстоятельствах. Вдохновлялась Павлова, разумеется, театром абсурда.
{{slider-gallery}}
Петербургский классик, «выстреливший» в эпоху перестройки, мастер монтажа по всем заветам Родченко и компании, совершенно незаслуженно известный в узких кругах. Любимые форматы и приемы Чежина уже многие годы — это все то, что популярно именно сейчас — «субъективный документализм», мокьюментари (чего только стоит его серия о фантастическом потопе в Петербурге) и работа с архивом. Будем надеяться, что мир с Чежиным синхронизировался, и мы еще увидим его работы рядом с молодыми коллегами.
{{slider-gallery}}
Ставить на новичков — дело рисковое. Впрочем, другие люди коллекционированием современного искусства и не занимаются. Для них специальное упоминание — студентка Высшей Школы Экономики Серафима Белых, которую на |catalog| как раз привозит университетская галерея. Предсказываем большое будущее.