С 30 ноября по 3 декабря в Гостином Дворе в Москве пройдет ежегодная книжная ярмарка non/fiction. О новинках этого года по просьбе SETTERS Media рассказывают Анастасия Завозова, Саша Шадрина и Михаил Иванов.
Почему книга пригодится в будущем: это хороший роман для обретения чувства перспективы. Все мы живем на фоне каких-то огромных событий, иногда мы с ними соприкасаемся, иногда практически ударяемся о них с размаху, и иногда хорошо иметь под рукой опыт более взрослого человека, который прожил один бурный век, — чтобы понять, как это его сформировало.
О чем книга: Роланд Бейнс — отец-одиночка, он воспитывает ребенка от великой писательницы, нервничает из-за чернобыльской радиации, следит за мировыми событиями (чаще с дивана) и много-много лет перемалывает в душе пережитый опыт, который он сам не хочет называть насилием.
Невероятно хороший роман, медленный и несовременный, с торчащей автобиографической арматурой, с живыми людьми, которые все время или живут в эпоху перемен, или нянчат детей, или хоронят стариков, или едут куда-то быть свидетелями истории, или не спят ночами, обдумывая, правильно ли они поняли то, что хотела сказать им жизнь, и в итоге понимая, что ничего она им не говорила, но они все равно все сделали так, как и было надо.
Почему книга пригодится в будущем: потому что это книга, которая, по сути, никогда не оставалась в прошлом, она легко сопрягается с любым временем.
О чем книга: мне очень нравится, что все больше и больше издателей сейчас начинают вытаскивать из трещин времени завалившиеся туда произведения, которые, во-первых, зачастую оказываются просто хорошими, достойными книгами, а во-вторых, помогают составить более объемное, стереоскопическое читательское представление о русской литературе прошлого века, оставшейся далеко за рамками школьной программы. Аделаида Герцык — поэтесса, пик творчества которой пришелся на смутные, зыбкие годы Первой мировой войны, и в ее стихах и редких прозаических произведениях очень заметно, как она всеми силами старается найти опору во внутреннем, уцепиться за какие-то свои чувства и переживания, пока вокруг рушится мир. «Неразумная» — элегантный, негромкий разговор о том, какие огромные, тектонические перемены совершаются в душе матери, вневременной разговор о вещах, которые не меняются, не устаревают и всегда остаются — даже не важными, а просто-напросто нужными.
Почему книга пригодится в будущем: потому что вам точно захочется ее перечитать.
О чем книга: очень звонкий и золотой роман об отношениях матери и дочери, но без прилежного расцарапывания детских травм и обидок. Наоборот, дочь, Ярослава, — сильный, счастливый и целеустремленный человек с огромным количеством увлечений. Ей нравится ее работа, ей нравится музыка, ей нравится сама жизнь во всех ее проявлениях. Она совсем не похожа на свою мать, Зою, — робкую, тихую женщину, замершую в своей подмосковной жизни, в половинчатых отношениях, в несбывшемся прошлом. Но обе они из тех людей, на которых держится мир — и огромный, и тот, маленький и повседневный, в котором мы все живем.
Мы полюбили этот роман за его внутреннюю живость и настоящесть, это понятная история о людях, с которыми хочется какое-то время идти рядом и просто знать, как у них там дела, что было дальше.
Почему книга пригодится в будущем: долгожданное переиздание современной норвежской классики, настоящий page turner, которым я зачитывалась в подростковом возрасте. Стоит прочесть, чтобы провалиться в другой мир, поразмышлять о вечных вопросах и испытать на себе силу большой литературы.
О чем книга: завязка истории — эпизод сексуализированного насилия, которому подверглась 20-летняя Вера в конце Второй мировой войны. В результате изнасилования рождается мальчик по имени Фред, неудачник, который позже становится талантливым боксером. У младшего сына Веры, Барнума, с «полубратом» складываются особые отношения, полные соперничества, зависимости, но и любви. Об истории своей семьи повествует уже взрослый Барнум, сценарист, питающий привязанность к выдумке и алкоголю. Он рассказывает о поколениях сильных, независимых женщин и отсутствующих, потерянных мужчинах, чьи жизни переплетаются в огромной паутине времени и событий. «Полубрат» Ларса Соби Кристенсена — одновременно классический размашистый роман воспитания, семейная сага и поле стилистического эксперимента, где новаторство языка и формы играет не меньшую роль, чем увлекательный сюжет и психологизм.
Почему книга пригодится в будущем: небольшая книга-манифест против культуры экранов и вызванной ею атомизации общества. Не алармистский и не бумерский, этот текст вдохновляет подумать о фундаментальной ценности — способности устанавливать связи.
О чем книга: в эссе «Кризис повествования» Бён-Чхоль Хан, южнокорейский философ, живущий и работающий в Германии, обращается к проблемам информационного общества, фокусируясь на кризисе нарративов. Нарративы создают связи, являются источником общности. Но сегодня, когда смыслы стали фрагментарными, искусство повествования превратилось в оружие неолиберальной экономики, один из инструментов капитализма. По мнению философа, нарративу противостоит поток информации, превращающей людей в изолированных друг от друга потребителей. Бён-Чхоль Хан призывает нас вернуться к искусству повествования, которое способно связать человечество, собирая нас вокруг костра и возвращая жизни смысл.
Почему книга пригодится в будущем: Лорри Мур в одном из интервью говорила, что прозу, которая способна заворожить, наложить на читателя заклятие, мы будем читать независимо от того, о чем история. Прочесть стоит именно за эту ювелирную стилистическую работу, а также чтобы пристально посмотреть на то, как общее проявляется в частном.
О чем книга: продолжение большого проекта по переводу американской писательницы Лорри Мур от издательства петербургского книжного «Подписные издания». Здесь Мур выступает не в короткой, а в романной форме, создавая повествование о разобщенной Америке после 11 сентября. Главная героиня, 20-летняя Тесси Келтьин, дочь фермера со Среднего Запада, поступает в колледж. Между семестрами она находит подработку няней и постепенно погружается в сложные взаимоотношения между членами семьи, в которой она работает. История раскручивается в своеобразный роман воспитания в тени большой катастрофы, текст об утрате иллюзий со знаковым для Мур тонким чувством трагикомического.
Почему книга пригодится в будущем: последние десятилетия нашей культуры глазами людей, ее создававших.
О чем книга: собрание бесед режиссера и кинокритика Любови Аркус, основавшей журнал «Сеанс» и благотворительный фонд «Антон тут рядом», с культурными деятелями конца прошлого — начала этого века: от Виктора Шкловского и Лидии Гинзбург до Александра Сокурова и Бориса Хлебникова. Кстати, именно диалоги с Хлебниковым и идущие в связке с ними — с Бакуром Бакурадзе, на мой взгляд, в этой книге ключевые, помогают проследить (и ужаснуться), насколько изменилось культурное пространство нашей страны за десять лет. Ну и еще, когда читаешь эту книгу, мысленно пополняешь список книг и фильмов, которые хочется скорее читать и смотреть.
Почему книга пригодится в будущем: большой роман, одна из главных тем которого — реакция вроде бы благополучного общества на большую трагедию.
О чем книга: упомяну и книгу нашего издательства тоже, Мур — современный американский классик, и мне очень приятно, что на русском ее выпустили именно мы. И ее сборник рассказов «Птицы Америки», и роман «Запертая лестница» — это проза интеллектуальная, но при этом фокусирующаяся на проблемах самых обыкновенных, знакомых если не всем, то многим. Этот роман Мур писала сразу после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, и этим контекстом, общей травмой, конечно, определяется и настроение, и набор основных тем книги.
Почему книга пригодится в будущем: трогательное свидетельство того, что цифра никогда не заменит бумажные книги — и места их обитания.
О чем книга: мы в «Подписных» — давние поклонники художницы Маши Ивашкиной, в нашем издательстве выходила ее книга «Петербург. Тихий ход», а еще у нас в магазине висят две ее работы. Но мне никто не говорил, что мой выбор не должен быть субъективным. Новая книга Ивашкиной — объективно лучший подарок всем библиофилам, кругосветное путешествие по самым необычным книжным магазинам мира: от Аргентины до Японии. Всем друзьям и родственникам уже подарил.
Почему книга пригодится в будущем: люди будущего (и пришельцы с других планет) будут в шоке, когда узнают, как много для нас значат эти стеклянные висячие коробки, которые как бы и квартира, и улица.
О чем книга: давно жду эту книгу, она выйдет прямо к ярмарке, поэтому я ее еще не держал в руках, но ожидания высокие предельно. Как и дневники подростков оттепели, которые я уже упомянул, эта монография обещает неожиданную точку зрения, казалось бы, на уже со всех сторон изученную историю отечественного быта и устройства городской среды. Балконы — кажется, ну что в них такого, ну есть они и есть. Нужна какая-то особенная оптика, чтобы увидеть в них объект для масштабного исследования. Верю, что «Балконы» повторят успех недавней книги Александра Киры «Санузел».
Почему книга пригодится в будущем: важное напоминание о том, что в любой исторический период важнее и спасительнее всего отношения человека с человеком.
О чем книга: во-первых, увлеченно слежу за деятельностью проекта «Прожито», они очень здорово работают с эго-документами, наглядно демонстрируя, что нет никакой «большой истории» — есть много частных. Во-вторых, от этой книги просто невозможно оторваться: мы же привыкли думать о прошлом как о череде глобальных происшествий и катастроф, а эти дневники показывают, что для обычных людей, юных современников этих событий, которые, конечно, так или иначе их затрагивали, порой важны были совсем другие вещи — скажем, не XX съезд КПСС, а ссора с подружкой, первая влюбленность, знакомство с какой-то книгой, поход на выставку. И все их мысли на самом деле были об этих мелочах, а не о холодной войне, например.