С 20 по 23 июня в Иваново прошел шестой по счету фестиваль пилотных серий «Пилот». В этом году у фестиваля сменился программный директор: ранее программу составлял кинокритик Егор Москвитин, а теперь фестиваль будет каждый год звать нового «программера»; в этот раз ими выступили сценарист Андрей Золотарев и писатель и медиаменеджер Сергей Минаев. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает об итогах «Пилота» и выбирает пять лучших сериалов фестиваля.
Нынешний «Пилот» уже шестой по счету. И, по признанию многих, самый слабый за все годы его существования — это лично я слышал и от коллег, и от гостей, и даже от участников жюри. И абсолютно с ними согласен. Важно понимать, что «Пилот» не обычный смотр сериалов (в конце концов, они ведь и так выйдут онлайн и на ТВ, зачем тогда специально собираться, чтобы их посмотреть?) — это мероприятие, направленное в первую очередь на формирование неких представлений о том, как развивается, куда и к чему, по идее, должна прийти российская сериальная индустрия. Причем раньше его функция была несколько иной — это был скорее смотр именно что пилотов, то есть первых серий, снятых с расчетом на продолжение (эпизоды готовых сериалов тоже были, но в меньшем количестве). Присутствовавшие на фестивале продюсеры, представители каналов и стриминговых сервисов и прочие важные для авторов люди могли выбрать себе истории по вкусу и запустить их в производство.
Теперь же на фестивале в основном представлены первые серии уже отснятых сериалов, а порой и рассчитанных на второй и третий сезон и даже на полнометражное продолжение, — так, например, получилось с сериалом «жЫЫЫзнь» из нынешней программы. В этом году «не готовый» сериал всего один — представленная Okko комедия о традиционных ценностях «Хрущевский синдром: Пора взрослеть» о 23-летнем парне, которого богатые родители выставили жить отдельно от них в ветхую бабушкину квартиру на окраину Москвы. Показ сериала предварялся выступлением Ямура Гильмутдинова, экс-кавээнщика, ныне представителя Общественной палаты Пермского края, который во вступительной речи поведал, что сериал, если в двух словах, о том, что молодое поколение, хапнувшее ранее быстрых денег и fast life, должно наконец повзрослеть (отсюда и название). После чего «в шутку» вытолкал со сцены своего сына, сценариста сериала Талгата Гильмутдинова, приговаривая при этом: «Давай, пошел. Чего встал?» Такой вот диалог между поколениями.
Этот перформанс стал не единственным странным эпизодом на «Пилоте» — в этом году чуть ли не половина сериалов выглядели как некое поучение потомкам. Продюсеры благодарили государственный Институт развития интернета, выделивший деньги на значительную часть сериалов, называли имена Насти Ивлеевой, Моргенштерна (признан иноагентом в РФ), Аяза Шабутдинова и прочих «распоясавшихся» молодых людей и даже упрекали тех, кому не понравилась программа. Но что есть, то есть: в этом году было особенно сложно выбрать то, что можно было бы смело порекомендовать к просмотру. Даже победителя смотра от жюри — детский детектив «Любопытная Варвара» — не хочется советовать. Если только вы не ребенок, который не обратит внимание на совершенно примитивную драматургию, огромное количество условностей и откровенную пропаганду: например, почти все положительные центральные герои сериала — бывшие, действующие или будущие следователи полиции, включая главную героиню, юную детектившу (детективку?) Варю.
И если все-таки выбирать что-то из программы в виде 16 пилотных серий, то специально для вас — пять лучших (не значит, что действительно лучших, но как минимум сносных) сериалов «Пилота».
Приз за лучший сценарий. Честно сказать, сценарий этой комедии ТНТ отнюдь не лучший, но в этом году с претендентами в номинации и так были большие проблемы. И на фоне остальных сериалов ситком Александра Бойкова и Эмиля Никогосяна выглядел как по крайней мере складная, внятная история. Перед нами два племени первобытных людей, живущих на разных берегах реки, причем первые, под предводительством недавно избранного вождя (Михаил Галустян), расположились на стороне, не освещаемой солнцем. Их жизнь сурова: грязные, угрюмые, вечно недоедающие оборванцы с завистью смотрят на соседей, которых возглавляет вождиха (Светлана Ходченкова), — те нежатся и веселятся под лучезарным солнцем, едят досыта и одеты по последней неандертальской моде.
Когда один из жителей темного берега решает перебраться на светлую сторону и его там с радостью принимают, вождь осознает: если об этом узнают сородичи, он может остаться без своего народа. Да, вы все правильно поняли, это такая не слишком тонкая, хотя и временами забавная и (пока что) беззлобная сатира на биполярный мир. Под «светлым» народом подразумевается, само собой, Запад, где и трава зеленее, и солнце светит ярче, и женщины не конкурируют с местными зверями по части внешности (без сексистских стереотипов не обошлось). И, конечно, постепенно «темные» поймут, что, на самом деле, не так уж и плох тот мир, что им дарован, а соседи счастливы отнюдь не во всем.
Режиссерский дебют Екатерины Тодоровской, дочери Валерия Тодоровского, который, к слову, является президентом фестиваля. Сама Екатерина, получая со сцены спецприз за лучший режиссерский дебют, специально отметила, что благодарна папе (который, кстати, выступил и продюсером сериала), но не за приз. Несмотря на все недостатки, это одна из самых человечных историй на всем фестивале, да еще и с прекрасным составом молодых актрис, которые вполне могли бы получить приз за лучший актерский ансамбль (но он достался другому сериалу).
О чем же это? О трех девушках-подругах, которым недавно стукнуло по 25 (самой Тодоровской, кстати, 28), что росли вместе с самой песочницы. Соня (Стася Милославская) — строгая и требовательная девушка, готовится к свадьбе с парнем, с которым встречается уже шесть лет, правда, сам он вечно занят на работе и их отношения явно не идеальны. Яна (Анастасия Талызина), блогерка, которая живет в квартире родителей бойфренда, из-за чего их личная жизнь все время как будто находится под контролем. Лиза (Мария Мацель) — культурологиня, которую отец безуспешно пытается устроить на «нормальную» работу, сама она, вроде как, до сих пор девственница, из-за чего сильно переживает, но все равно «не дает» странноватому парню, с которым встречается. Да, это такие «Девочки», не столь обаятельные как оригинал, но все равно небезынтересные. У истории есть потенциал, так что если вы любите произведения Ноа Баумбаха и Лины Данэм, стоит попробовать.
Тот самый приз за лучший актерский ансамбль. Пожалуй, самый спорный пилот на фестивале. По целому ряду причин. Это новый проект бывшего «нового тихого» Николая Хомерики, который после 2023 года отказался от полнометражного кино и делает сериалы. История крайне амбициозная. Петербург начала XX века, в центре внимания — преобразованный в пансион дом богатой женщины Анны Константиновны, некогда забравшей из приютов 13 воспитанниц. Выросшие девушки вынуждены зарабатывать проституцией, которая, к слову, в России на тот момент официально запрещена и преследуется по закону. Две центральных героини — идеалистка Стеша, которая стремится спасти всех и верна Матушке, как «доченьки» зовут Анну, и прикидывающаяся дамой в трауре Ксюша, мечтающая, наоборот, сбежать из проклятого дома. Строгая хозяйка может за «подарки» (как она зовет собранные с клиентов девушек деньги) по головке погладить, а за проступок, напротив, натравить головорезов, что замучают непослушную до смерти.
Забавно, что начинался фестиваль с уже упомянутой «жЫЫЫзни», а закончился «Чистыми» — по сути, еще одним сериалом про биполярный мир. Девушки мечтают избавиться от тиранихи, помышляют о побеге на корабле в далекие страны, а когда Матушка, потребляющая кокаиновую микстуру от мучающего ее недуга, чуть было не умирает, радостно готовятся к исходу из проклятого дома, хватая с собой все, что к полу не приколочено (чтобы потом, узнав, что та жива, пасть ей в ноги с хвалой Господу). Впрочем, сама же Анна Константиновна с улыбкой уверяет их, что за пределами ее дома с жесткими, но хотя бы предсказуемыми порядками, их никто не защитит: клиенты смотрят на секс-работниц, как на добычу, предлагая лишь иллюзию любви, прочие мужчины мечтают их изнасиловать, где-то на фоне зреет нечто красного цвета, пришедшее с флагами из Франции. Получается такая «Бедная Настя», но с сексуальной объективацией (большнство создателей сериала— мужчины). Красиво, но не без серьезных изъянов вроде шатающейся драматургии и общего ощущения китча, временами перерастающего, простите, в кринж.
Приз зрительских симпатий — совершенно ожидаемо: из всех показанных на «Пилоте» сериалов он наиболее уравновешенный и по-хорошему предсказуемый. Первоначально режиссером «Убойного отпуска» числился Борис Хлебников, а среди сценаристов — Наталья Мещанинова, но в итоге оба таинственным образом исчезли из титров (говорят, что дело было в творческих разногласиях, но это не точно). В итоге в сценарии осталась вторая половинка Натальи, ее муж и исполнитель одной из ролей Степан Девонин, а также актер и сценарист Сергей Дьячковский, который также теперь числится режиссером, а заодно тоже сыграл роль второго плана, словно закосплеив Хичкока с его легендарными камео. Собственно, Хичкок тут упомянут не просто для красного словца — это курортная комедия, которая к финалу первой серии перерастает в детективный триллер.
В центре внимания — супруги Роман (Александр Робак) и Любовь (Анна Михалкова). Простите за дурацкий, но напрашиваюшийся каламбур — в их романе уже давно нет любви: муж пьет без продыху, жену это бесит и она прямо в самолете, что несет их в тур в роскошный турецкий отель, заявляет о желании развестись (наверняка где-то на задних рядах спряталась Анна Пармас). На месте они решают отдыхать по отдельности, но время от времени вместе выходят на связь с дочерью-контролфриком Настей (а лучше бы Верой!), что и отправила их в тур, пока сама лежит беременная в больнице. В финале первой серии, как и положено, появится труп, который осложнит без того не самый радужный отпуск. По описанию звучит, словно Хлебников после мрачного «Снегиря» сам захотел уйти на каникулы и снять что-то легкое на манер «Озабоченных»; в итоге вышел один из самых необязательных проектов в карьере и его, и Натальи Мещаниновой. Что, впрочем, не делает его плохим.
Перед нами снова пилот без режиссера: Александр Домогаров-младший, постановщик «Пальмы» и сын известного актера, снял своё имя с титров уже готового сериала. Что по-своему удивительно, ведь он выглядит, как минимум, небезынтересно. Мы знакомимся с екатеринбургским кидалтом Артемом (Денис Прытков): ему недолго осталось до тридцати, но он все еще перебивается случайными заработками, держит на стенах плакаты любимой группы и хвастается раскрашенным в кислотные цвета микроавтобусом, которому позавидовал бы сам Витька Чеснок. История закручивается в тот момент, когда он на свою голову, желая заработать денег на поездку в Питер, соглашается присмотреть за Левой — сыном соседки, страдающим от аутизма. Само собой, не способный взять на себя ответственность Артем сажает гиперактивного парня в тачку (куда позже присядут и двое друзей героя, которые влипли в криминальную историю) и решает отвезти его к матери в деревню, куда она от него, кажется, на время сбежала.
Кстати, Леву играет Лев Зулькарнаев, и если лев — царь зверей, то Зулькарнаев — один из львов среди молодых актеров: он с огромной самоотдачей отыгрывает сложнейшую роль, за что и был заслуженно награжден призом как лучший актер фестиваля. Сам сериал не лишен недостатков, но тем не менее ему очень хочется дать шанс: не только потому, что это ураганный жанровый коктейль (комедия на ходу трансформируется в триллер, роуд-муви — в социальную драму и чуть ли не в хоррор), но и потому что это редкое адекватное изображение людей с особенностями развития в нашем кино.
P.S.: буквально на следующий день после окончания «Пилота» Институт развития интернета попал под санкции ЕС.