«Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни» (Сергей Самойленко)
Само название уже говорит о том, что автор предлагает использовать математику для ответов на вечные вопросы (например, правда ли очередь, в которой стоишь ты, всегда движется медленнее) и решения насущных задач. Наконец-то можно узнать, как складывать наушники, чтобы они не запутывались, и перестать себя корить за то, что не укладываешься в дедлайны. А еще книга научно объясняет, почему действительно не существует никакой нормы и идеала, когда речь идет о человеческом теле.
«Газета Plain Dealer объявила конкурс среди женщин и девушек. Им предлагалось прислать параметры своего тела, и победить должны были те представительницы прекрасного пола, которые окажутся ближе всего к параметрам «типичной женщины» Нормы, увековеченной в статуе из медицинского музея Кливленда. Норма родилась вследствие усреднения 15 тыс. женщин разного возраста и должна была олицетворять идеал, «определенный самой Природой». Всего рассматривалось девять параметров, и из 3864 конкурсанток ни одна не попала в средние значения».
«Невозможность второго рода. Невероятные поиски новой формы вещества» (Пол Стейнхардт)
Поистине детектив из мира физики. Читателю вместе с автором предстоит дважды опровергнуть «невозможность», раз за разом напряженно дожидаться результатов экспериментов, которые могут приблизить к открытию (или нет), пообщаться с бывшим советским ученым и разобраться во всех несостыковках этого диалога, а в конце концов оказаться на Чукотке в составе российско-американской экспедиции. Помимо этого, книга дает возможность взглянуть на скрытый от обычного человека путь ученого, который с невероятным упорством доводит дело до конца, несмотря даже на крайне малый шанс успешного результата.
«До сих пор квазикристаллы создавались только в тщательно контролируемых лабораторных условиях, настолько безупречных, что они вряд ли могли быть воспроизведены в природе. Поэтому я был совершенно уверен, что другие ученые сочтут разговор о природных квазикристаллах полной ерундой. Объявят это невозможным. И для меня это было достаточной причиной, чтобы начать разрабатывать такую идею».
«Что случилось с климатом» (Рамиз Алиев)
Мы привыкли обсуждать климат в контексте сегодняшнего влияния на него человека (в основном — негативного). А какие потрясения испытывал он до наступления антропоцена? Рамиз Алиев буквально отматывает время назад, чтобы показать все изменения климата и их причины, дополняя каждую из глав интересными историями об экспедициях, ученых, их исследованиях и открытиях. В конце можно вместе с автором порассуждать, помогут ли в сегодняшней ситуации электромобили и атомные электростанции, в чем опасность геоинжиниринга и чем мы можем быть обязаны земледельцам бронзового века.
«Длительность существования нашей цивилизации ничтожна в сравнении с возрастом Земли. Оно полностью укладывается в голоцен — последнее межледниковье, начавшееся 11,7 тыс. лет назад. По счастью, голоцен отличается относительной стабильностью условий, однако региональные изменения температуры и влажности были порой достаточно сильными, чтобы сыграть решающую роль в подъеме и упадке древних сообществ. <…> История человечества неразрывно переплетена с историей климата. Чтобы заглянуть в будущее, нам необходимо понять механизмы, управляющие климатом. Это сделать невозможно, оставаясь в рамках современности, не разобравшись с историей развития нашей планеты».
«Парадокс добродетели. Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека» (Ричард Рэнгем)
Подобно вопросу «Что первично: курица или яйцо?», у антропологов есть свой камень преткновения — вопрос «Что врожденно: склонность к насилию или стремление к добродетели?». В этой книге автор рассматривает разные виды агрессии и описывает процесс самоодомашнивания человека. Почему с эволюционной точки зрения была важна смертная казнь? Можем ли мы рассчитывать на исчезновение насилия? И почему ответы на вопросы о природе человеческой добродетели и жестокости принципиально важны не только для ученых? На эти и другие вопросы Рэнгем отвечает в своей книге.
«Самая большая странность человека — это его огромный моральный диапазон, включающий в себя как неописуемую порочность, так и поразительную щедрость. С биологической точки зрения такое многообразие реакций объяснить очень трудно. Если мы эволюционно приспособлены быть хорошими, то почему мы настолько плохие? А если мы эволюционно приспособлены быть безнравственными, то как же мы можем быть настолько великодушными?»
«Сил нет. Адаптация к стрессу, или Как остаться здоровым в нездоровом мире» (Леонид Чутко)
Современного человека, пожалуй, не надо знакомить с такими понятиями, как выгорание, тревожность, психосоматические расстройства и нарушения сна. Врач-невролог и психотерапевт Леонид Чутко описывает механизмы возникновения и этапы этих состояний. А главное — предоставляет инструменты как для первичной самодиагностики, так и для самопомощи. Например, рассказывает, как повысить толерантность к неопределенности, ослабить стремление к совершенству и предупредить профессиональное выгорание.
«Стресс разрушает организм только на третьей стадии, когда он становится дистрессом. Стресс неизбежен, более того — он необходим. По мнению Селье, отсутствие стресса приводит к скуке и ощущению бессмысленности жизни, что крайне вредно. Если не исчерпаны адаптационные возможности организма, стресс тренирует и укрепляет организм и психику».
Полные списки книг можно посмотреть здесь («Просветитель») и здесь («Просветитель.Перевод»). Короткие списки книг будут объявлены в конце сентября.