Воздействует ли на нас искусство? Объясняют психофизиолог и медиахудожник
Музей современного искусства «Гараж», который приостановил работу над выставками два года назад, объявил о старте проекта «Открытое хранение. Пролог» — в его рамках музей покажет свою коллекцию современного российского искусства 1980–2020-х годов. «Пролог» не временная выставка и не постоянная экспозиция, а начало большого исследовательского проекта, в центре которого будет архив музея, над собранием которого «Гараж» работает уже больше десяти лет. Нынешняя экспозиция будет постепенно меняться и обновляться — как постоянно меняется и пополняется архив музея. SETTERS Media рассказывает про несколько основных работ «Пролога»: как они, с одной стороны, связаны с идеей архива, а с другой — служат идеальной иллюстрацией того, как в максимально сложных политических обстоятельствах можно работать в поле современного искусства.
Все работы, представленные сейчас в «Гараже», так или иначе связаны с идеей архива. Это, например, документации акций «Коллективных действий», ключевой группы московского концептуализма; или работы «Чемпионов мира», панк-объединения пародировавшего в своей практике советскую бюрократию, участники которого издавали «приказы» на написание картин; или проект «Закрытая рыбная выставка» Игоря Макаревича и Елены Елагиной, сделанный на основе брошюры, выпущенной тиражом 245 экземпляров к выставке, которая была организована в 1935 году по итогам официальной творческой командировки московских художников в Волго‑Каспийский госрыбтрест в Астрахани.
Одновременно с этим в первую очередь советская часть «Пролога» — это демонстрация остроумия и находчивости художников, которые в условиях государственной цензуры находили возможности для работы и устраивали выставки на дачах и подмосковных выселках. SETTERS Media рассказывает, куда в поисках художественной независимости сбегали художники «Пролога» и как с их практиками работают их более молодые коллеги.
{{slider-gallery}}
«Пролог» открывается жуликовато-жизнерадостными работами «Чемпионов мира» — группы, основанной в 1986 году школьными друзьями (Гия Абрамишвили, Константин Латышев, Борис Матросов и Андрей Яхнин), решившими, что советскому концептуализму необходимо немного чувства юмора. «Чемпионы» пародировали одновременно и старших товарищей вроде Андрея Монастырского и его группы «Коллективные действия», и всю советскую бюрократию в целом. «Чемпионы мира» были устроены как «нормальная» советская бригада, внутри которой художники получали друг от друга «госзаказы» на «художественную продукцию»: сколько и каких материалов должно быть использовано, что должно быть изображено и так далее. Так появились почти детские портреты футболиста Марадоны, не говоря уже об акциях, в рамках которых, например, планировалось изменение русла Волги.
Буквально в архив (в некотором смысле воображаемый) идут другие представители московского, но уже «романтического концептуализма» Игорь Макаревич и Елена Елагина, которые в начале нулевых запустили проект «Закрытая рыбная выставка». В нем они заново придумывали экспонаты выставки по итогам официальной творческой командировки московских художников в Волго‑Каспийский росрыбтрест в Астрахани в 1935 году, где те знакомились с работой советской рыболовецкой промышленности. От выставки не осталось каталога, поэтому работы придумывались «по описанию» из брошюры — тут и психогеография, и комментарии советской эстетики, и классическая для концептуализма игра «слов» и их значения: среди объектов с «Рыбной выставки» есть, например, работа под названием «Палуба» (стоит ли говорить, что это точно не она).
Старинный и трудно поддающийся документации (что для команды архива любого музея отдельный интересный вызов) жанр «квартирной выставки» представлен в «Прологе» работами другого классика советского концептуализма — Никиты Алексеева. В 1982 году он открыл в своей московской квартире галерею APTART, но спустя год стали «прижимать» и ее. Поэтому в 1983 году ее работа была приостановлена, зато забор на подмосковной даче родителей художников и друзей Алексеева Сергея и Владимира Мироненко увидели две выставки. На работы с одной из них, «APTART за забором», сейчас можно посмотреть в «Гараже». Серия Bananas — буквально листы с рисунками фломастерами, на которых изображено строение, подозрительно напоминающее мавзолей Ленина, и подписи: «Пучина интуиции», «Рафинированная грубость», «Однообразная яркость» и так далее, которые свидетельствуют, что советский «суровый стиль» скорее мертв, чем жив, и отправлять на похороны его надо с огоньком.
Одна из центральных работ «Пролога» — «Огни Москвы» 41-летнего Кирилла Глущенко, видео, созданное специально для 2-й Триеннале российского современного искусства, проходившей в 2020 году в «Гараже». Мокьюментари про переезд несуществующего издательства «Глущенкоиздат» (которое существует как будто в альтернативных советских 1970-х с неожиданными вкраплениями Москвы нулевых) из Калининграда в Москву (советский модернизм первого снят, словно это египетские пирамиды) — это, с одной стороны, остроумная мистификация и пародия на производственные драмы эпохи застоя, а с другой — великолепное размышление над советской эстетикой и тем, как прошлое, хочешь не хочешь, продолжает влиять на настоящее.