В прошлую пятницу после полуторалетнего ремонта наконец открылся Мультимедиа Арт Музей на Остоженке, который вот уже почти тридцать лет показывает лучшие фотовыставки в стране. Открылся МАММ сразу с восемью выставками, среди которых — проект к 90-летию живого классика Эрика Булатова, смотр лучшего из собрания Фонда STILL ART, одного из главных современных собраний fashion-фотографии, и выставка коллекции фотографа Юрия Рыбчинского, по которой смело можно изучать историю советской фотографии. По просьбе SETTERS Mediа команда медиаторов музея рассказала про свои любимые работы на выставках. В общем, все в музей!
{{slider-gallery}}
Здесь произвела впечатление работа 2004 года «Точка». Думаю, она ключевая в творчества Булатова: в центр черного квадрата поставлена белая точка, через которую словно пробивается свет. Эта работа лучше всего объясняет отношение Булатова к пространству, существующему за плоскостью картины.
Он всегда мыслит его трансцендентным: там свет, бесконечность и надежда. Если Малевич своим «Черным квадратом» объявил смерть живописи, то Булатов постулировал: «Картина мертва. Да здравствует картина».
Раз за разом он оставляет надежду — будь то точка-отверстие, пропускающая свет, или фрагменты неба, просвечивающие через огромные красные буквы «СЛАВА КПСС».
Портрет Мадонны, сделанный Питером Линдбергом для Harper’s Bazaar, отлично характеризует его подход к фэшн-фотографии. Он часами разговаривал со своими моделями перед съемками, часто адаптируя изначальный замысел фотосессии под конкретного героя.
Так произошло и с Мадонной: узнав, что певица в юности занималась в студии Марты Грэм (одной из пионерок американского модернистского танца), он предложил посвятить съемку знаменитой танцовщице. Отсюда и делающий Мадонну почти неузнаваемой парик в стиле 1920-х и платье, отсылающее к знаменитому перформансу Грэм «Плач» (1930).
Этот снимок, сделанный итальянскими фотографами Эдоардо Делилле и Джулией Пьермартири, на первый взгляд кажется сюрреалистичным и даже завораживающим, хотя на самом деле проект посвящен вполне насущным вопросам. В кадре — жители Мальдив, молодые ребята Хасан и Малхам, которые мечтают вместе открыть ресторан. Впрочем, у природы на Мальдивы совсем иные планы: как отмечают экологи, уже в XXI веке острова могут целиком уйти под воду. Тревожные прогнозы фотографы выразили с помощью проекции подводного мира: возможно, место, где друзья планируют открывать свое дело, вскоре будет населено рыбами.
Подобные фотопроекты — это не только рефлексия по поводу беспрестанно надвигающейся экологической катастрофы, но и привлечение внимания к проблеме, которую, возможно, еще есть шанс предотвратить.
Этот снимок был сделан в 1903 году на костюмированном балу, где, облаченная в древнерусские наряды, собралась вся знать Российской империи. Роскошно одетая женщина, смотрящая на нас с фотографии более чем вековой давности, — великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы.
Образ княгини в богато украшенном кокошнике способен вызвать чувство узнавания даже у тех, кто видит этот снимок впервые. Ведь именно с нее писался образ дамы треф в известной колоде карт «Русский стиль». Позже эти карты стали популярны в СССР, но мало кто задумывался, что на них изображены князья и княгини из рода Романовых.
В этих пяти кадрах разворачивается история о роковой ошибке, отчаянии и расплате — о том, как один игрок лишил советскую сборную желанной победы. Владимир Вяткин мастерски составляет повествование из нескольких снимков.
В серии «Удален на последней минуте» фотограф запечатлел яркий спортивный эпизод, который произошел в финале олимпийского турнира по гандболу. За минуту до конца матча при равном счете за грубое нарушение правил с площадки был удален игрок сборной СССР. Это привело команду к поражению, а в результате — к потере золотых медалей. В пяти кадрах фотограф буквально воспроизвел остросюжетную спортивную драму. Грубая ошибка игрока, попытка оправдаться перед судьей, ярость, бессилие и ярчайший финал истории: десятка на майке отстраненного спортсмена, виновника поражения, превращается в кадре в ноль.
Этот снимок Бориса Савельева напоминает мне о серии фотографий другого фотографа из «Группы Четырех», Александра Слюсарева (его работы тоже представлены на выставке).
Но если Слюсарев буквально раскрашивал отдельные элементы черно-белых снимков цветными фломастерами, то Савельев в реальной жизни находит подобные цветовые пятна, словно нарушающие естественный порядок вещей.
Тонкий и неповторимый колорит его работ часто называют «савельевским» цветом.
Выставка посвящена футболу, который давно вышел за рамки обычной спортивной игры. Это значимое культурное, социальное и экономическое явление, поле сражения между прошлым, настоящим и будущим.
Среди работ Константина Батынкова сложно выбрать что-то одно. Художник работает сериями. Поражает, как они сделаны. Это удивительная графика, выполненная акриловыми красками на обоях. Обои легко рвутся и размокают, и это значит, что работать нужно быстро: за два, максимум за три, подхода завершить лист, удержав композицию и не подавив фантазию.