На Венецианском кинофестивале показали «Бруталиста» Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди в главной роли. Фильм уже назвали одним из главных претендентов на «Золотого льва». Тома Ходова рассказывает, каким получился эпос об архитекторе, сбежавшем из нацистской Европы в Америку, который сравнивают с «Нефтью» Пола Томаса Андерсона и «Мегалополисом» Фрэнсиса Форда Копполы.
Когда разговоры заходят о Венецианском фестивале, который проходит на острове Лидо прямо сейчас, сразу вспоминаются Анджелина Джоли, которая исполнила роль Марии Каллас в новом фильме Пабло Ларраина, или звездный дуэт Брэда Питта и Джорджа Клуни. Однако для синефилов одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля стал «Бруталист» бывшего актера Брэйди Корбета — амбициозное полотно про крах цивилизации от 36-летнего американца, который не устает повторять, как он ненавидит родную страну.
Вообще Корбет — завсегдатай Венеции. Его дебютный фильм «Детство лидера» показали во второй по значимости программе конкурса «Горизонты» в 2015 году, где он взял приз за режиссуру. В 2018 году он вернулся на Лидо с фильмом «Вокс Люкс», где сравнивал поп-музыкантов с террористами. На «Бруталиста» у режиссера ушло шесть лет.
Венгерский еврей Ласло Тот (Эдриан Броуди) выживает во время Холокоста, сразу после окончания Второй мировой переезжает к кузену в Америку и устраивается в его мебельную мастерскую. Однажды к ним приходит крупный заказ от сына местного богача (Джо Элвин), который хочет устроить папе сюрприз и построить вместо старого кабинета библиотеку. Тот берется за работу и создает вместо старого зала с портьерами минималистичную модернистскую библиотеку.
Правда, богачу, Харрисону Ли фон Буррену (Гай Пирс) сюрприз не нравится, он выгоняет Тота и его кузена, не заплатив. И вскоре новоиспеченный эмигрант снова оказывается на улице и начинает работать на местной стройке, где его снова находит фон Буррен. Оказывается, что Ласло известный архитектор, учился в Баухаусе, спроектировавший целый ряд зданий в Европе в стиле модернизма. Библиотека в поместье фон Буррена становится сенсацией, и тот теперь хочет, чтобы Ласло построил для него общественный центр в Пенсильвании в честь почившей матери предпринимателя. Ласло начинает жить в поместье богача, перевозит туда жену Эржебет (Фелисити Джонс) с племянницей Зофьей (Кэссиди Джонс) из Европы и начинает строить какой-то жуткий бетонный бункер, который, как злой рок, будет нависать над ним всю последующую жизнь.
Корбет наряду, например, с Дени Вильневом и Кристофером Ноланом — адепт кинотеатрального опыта и пленки. Все его фильмы сняты на пленку, а в случае с «Бруталистом» постоянный оператор Корбета Лу Кроули работал с 70-миллиметровой пленкой VistaVision, которой активно пользовались в 50-е годы, когда происходит большая часть действия фильма. На нее были сняты такие хиты 50-х, как «Головокружение», «На север через северо-запад» и «Десять заповедей», и именно этот масштаб хотел отразить режиссер. Фильм с внушительной продолжительностью в 3 часа 25 минут состоит из двух частей и эпилога. Между ними — интермиссия, чтобы подышать воздухом, переварить просмотренное и сходить в туалет.
При первом же взгляде на «Бруталиста» в голову лезут такие эпитеты, как «мощный», «масштабный», «монументальный». Это машина времени, которая возвращает тебя в те времена, когда большое кино еще было возможно. Точнее, не просто возвращает, а бьет тебя по щекам, трясет за грудки и орет прямо в лицо. Это чувство появляется сразу же, когда ощущаешь на экране дрожание кинопленки.
«Бруталист» — это классический американский роман, повествование о непонятом и измученном гении, которое, скорее всего, хотел снять Фрэнсис Форд Коппола в «Мегалополисе», но вместо него это сделал 36-летний Корбет. По нарративу и атмосфере «Бруталист» также перекликается с «Нефтью» Пола Томаса Андерсона, только на этот раз история показана не с точки зрения самого монстра, а его жертвы. Это огромное полотно о темном страшном XX веке, который перетер в пыль миллионы людей, и Ласло — один из них, только ему, в отличие от большинства, удалось создать памятник своей боли.
Визуально «Бруталист» невероятен — идеально выстроенные кадры обрамлены мощным саундтреком дебютанта Дэниела Блумберга. Первая часть снята в классическом стиле, а вторая все больше ударяется в модернизм с кадрами неба и мистическими подвалами мегаломанского здания, которое строит Ласло. Режиссер не хочет спешить, он постоянно предлагает нам оглянуться вокруг, прочувствовать атмосферу нового места и поразмышлять над тем, что мы только что увидели. Как Корбет умудрился все это снять с бюджетом независимого фильма, остается загадкой.
Однако с точки зрения сценария фильм не так силен. С помощью истории о сложном становлении травмированного эмигранта в Америке Корбет читает свою любимую лекцию на все те же темы. Режиссер обрушивается с критикой на нелюбимую Америку, «прогнившую страну», не так уж далеко ушедшую от нацистов, от которых попытался сбежать Ласло. Не зря в самом начале Корбет цитирует Иоганна Вольфганга Гете: «Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков». Так и главному герою предстоит осознать, что он сбежал от одного угнетателя к другому, а отношения между инвестором и творцом строятся по принципу «господин и его раб».
Конечно же, все это можно легко срифмовать с нашим временем, где антисемитизм, расизм и насилие сильного над слабым процветает все так же, как и в первые годы после Холокоста. Вы хотите построить новую жизнь в Америке? Лучше не стоит, постоянно повторяет Корбет. А чтобы мы точно не потерялись в коридорах авторской мысли за внушительные три часа, режиссер буквально проговаривает свои идеи в эпилоге.
«Бруталист» неидеальный, но сильный, амбициозный и тяжелый фильм, который ложится тебе на грудь бетонной глыбой и не отпускает несколько дней. Пока среди довольно слабой конкурсной программы Венеции это единственный достойный претендент на «Золотого льва».