Искусственный интеллект, роботы, нейроинтерфейсы, метавселенная и другие свидетельства интенсивного прогресса технологий повышают до предела градус динамичности и непредсказуемости мира и создают множество вариантов будущего. В ответ на это мы пытаемся осознать и разобраться, как в этих сценариях строить благополучную и счастливую жизнь: что останется важным и ценным и будет ли работа играть такую же большую роль в этой стратегии успеха, как сейчас.
Это не первый раз, когда мы пытаемся разглядеть будущее работы. В прошлом году мы рассказали о девяти трендах, которые определят нашу профессиональную жизнь. Среди них были здоровое долголетие и работа до 100 лет, то есть многим из нас предстоят еще десятилетия активного труда. В этот раз мы подготовили разбор на основе нового исследования консалтинговой компании BCG «Следующие 50 лет работы» (The Next 50 Years of Work).
В большинстве глобальных прогнозов на 30, 50 и 100 лет современный корпоративный капитализм часто противопоставляется концепции post-growth. В ее основе лежит идея устойчивости и качества жизни в противовес безграничному экономическому росту. Последователи post-growth понимают, что бесконечно расти невозможно, и призывают направить экономическое развитие на то, чтобы сохранить природные ресурсы и обеспечить социальную справедливость.
Многие футурологи считают это противопоставление главной развилкой между позитивный образом будущего и мрачным кризисным вариантом. В их числе авторы исследования The Next 50 Years of Work.
Чтобы сформулировать сценарий, какой будет работа следующие 50 лет, BCG привлекла 150 футуристов со всего мира. Исходя из теории пределов роста, они выделили четыре границы, которые как бы обрамляют наше будущее.
Планетарная граница. Она определяет экологический баланс, который позволяет человечеству благополучно жить на Земле и процветать, не создавая проблем себе и природе. Если слишком часто пересекать эту границу, то можно достигнуть точки невозврата — когда планете нанесен непоправимый ущерб.
Социальный фундамент. Эта граница подразумевает, что мы должны научиться обеспечивать человечество базовыми ресурсами и условиями для жизни и развития. Тогда будет возможна социальная стабильность.
Социокогнитивные рамки. В мире тотальной коммуникации фейковые новости, провокативные материалы и деструктивная повестка могут подрывать общее доверие к миру. Творческий подход, открытость и прозрачность поддерживают наше психическое здоровье, защищают от дезинформации и пропаганды и позволяют принимать правильные решения о коллективном будущем.
Технологическое развитие. Поскольку технологии развиваются бешеными темпами, увидеть границу, после которой становится опасно, сложно. Если человечество потеряет контроль над своими технологическими активами, ущерб от этого может быть необратимым.
{{slider-gallery}}
О технологиях стоит поговорить подробнее, потому что именно с этой «границей» мы сегодня соприкасаемся чаще всего.
В недавней статье History Already Tells Us the Future of AI («История уже рассказала нам о будущем ИИ») известные экономисты Саймон Джонсон и Дарон Аджемоглу анализируют историю промышленной автоматизации, ее влияние на рабочие места и предлагают свои выводы и прогнозы относительно современных обстоятельств. Их ключевой тезис не звучит оптимистично: человечество сталкивается с риском чрезмерной автоматизации — и многие будут уволены, а те, у кого останется работа, могут оказаться под строгим наблюдением и контролем. Это движение соответствует частным интересам лидеров технологических компаний и не учитывает планы тех, кто на них работает.
Эффективных инструментов общественного контроля над технологическими инновациями пока нет. Кто сможет адекватно определить грань между безопасным и опасным использованием этих решений и инструментов? И не перешли ли мы грань в отношении автоматизации работы, когда ситуация необратима, а о последствиях еще никто не думает? Эти вопросы остаются открытыми.
{{slider-gallery}}
Следующий большой вопрос — какие индустрии и отрасли будут интенсивно развиваться в ближайшие десятилетия и создавать новые рабочие места.
Ставка на развитие медицины, здравоохранения и социального обслуживания не звучит как революционная идея, так как эти направления всегда были востребованы. Но мы выйдем на новый уровень проблем и решений. С одной стороны, для поддержания долголетия, которое сохранит нашу трудоспособность в более позднем возрасте, нужны расширенные медицинские услуги: постоянный мониторинг здоровья, регулярные консультации, новые препараты. С другой стороны, есть болезни, которые мы еще не умеем лечить. Например, к 2050 году количество людей с болезнью Альцгеймера вырастет до 100 млн человек. Все это увеличит нагрузку на медицину и здравоохранение. Аналитики ожидают экспоненциальный рост этой индустрии, как и спрос на людей и экспертизу в ней. Поэтому профессиональное развитие в биотехе, медицине и социальном обслуживании — беспроигрышная стратегия.
Из исследования The Next 50 Years of Work мы также узнаём, что хорошие шансы у регенеративной промышленности и зеленого сектора. Можно ожидать большого количества новых рабочих мест в сельском хозяйстве, на аквафермах и в сфере трансформации городских инфраструктур.
Интересное предположение — развитие индустрии [[просьюмеризма|Просьюмеризм — концепция, объединяющая понятия «производитель» и «потребитель». Она предполагает, что человек не просто пассивно потребляет товары и услуги, но также активно участвует в их создании и дистрибуции.]] и локальных знаний. Это может быть одним из компонентов концепции локальной экономики и post-growth. Местные сообщества будут выстраивать свои автономные системы производства, а для этого нужны актуальное знание и инновации. Значит, на смену централизованному образованию (университетам, школам, корпорациям) должны прийти локальные решения и методы, чтобы эти знания создавать и накапливать.
Еще одно перспективное направление — индустрия «коллективного развлечения и искусства». Здесь упор на сообщества и совместное производство. На первый план выходят гибридные формы развлечений с игровыми механиками, восстанавливающие ментальные настройки, включающие в себя творческий процесс и искусство. Технологии, в свою очередь, радикально расширят этот опыт.
Уместно вспомнить идеи известного американского социолога Роберта Стеббинса. Он изучал хобби, досуг, волонтерств и юмор. Его концепция «серьезного досуга» посвящена увлечениям, которым люди уделяют почти все свое время: они развивают в них сильную экспертизу и добиваются серьезных результатов, превращая хобби во вторую работу. И часто это принимает формы того самого «коллективного развлечения и искусства». Один из примеров — любительский хор Choir! Choir! Choir!.
Авторы The Next 50 Years of Work, говоря о востребованных в будущем навыках, предлагают стандартный набор из креативности, адаптивности, коммуникативности и умения работать в команде. Но два пункта выделяются и звучат необычно: экзистенциальные способности и бионические навыки.
Первое подразумевает умение справляться со сложностью мира и его неопределенностью. А бионические навыки — это уровень комфорта, с которым мы можем использовать технологии, расширяющие наши физические и умственные возможности: AI, роботов, виртуальные интерфейсы. Нам придется научиться интегрировать все эти решения в свою рутину. Иногда это будет нас пугать. Но других вариантов нет — только открыться этому опыту и учиться.
По словам исследователей, бионические навыки и креативность будут пользоваться наибольшим спросом в течение следующих 50 лет. Предпринимательское мышление идет с ними в одном ряду. И это касается не только тех, кто будет создавать свои бизнесы, но и отдельных экспертов и специалистов, которые работают на фрилансе.
Наши профессиональные перспективы на следующие 50 лет во многом будут зависеть от факторов, которыми мы не управляем. Новые технологии будут создаваться, в том числе чтобы заменить человеческий труд в большинстве индустрий, в разных видах деятельности. Нас ждут политические и социальные кризисы. Но мы все еще можем опираться на собственный план, инициативу и видение. Для этого важно понимать, как работают глобальный бизнес, экономика и политические связи, обращать внимание на перспективные индустрии, понимать себя, свои таланты, преимущества и точки роста, развивать гибкость и расширять перспективу. И в следующие 50 лет будет уже не так волнительно.