
После пандемии работодатели который год пытаются вернуть сотрудников в офисы. В цифрах это выглядит так: в 2023-м только 5% белых воротничков в топ-100 американских компаний работали исключительно из офиса. К лету 2025-го их доля выросла до 54%.
Мы уже рассказывали о прошлогодней волне ужесточений: PwC и Dell стали отслеживать проход сотрудников по пропускам и подключениям к Wi-Fi; Amazon, AT&T и Dell требовали появляться в офисе чаще, даже несмотря на нехватку столов и парковочных мест. А в Paramount команде и вовсе поставили ультиматум: или пятидневка в офисе, или увольнение.
В общем, казалось, что всех, кого хотели вернуть, уже вернули и сложившийся баланс можно смело фиксировать как новую норму. Но 2026-й начался с новых, местами даже более суровых мер. Чтобы понять, что будет дальше, мы обратились к 20+ компаниям, работающим в России. Откровенничали не все, но тренд ясен: в вакансиях удаленку обещают все реже, а быть в офисе хотя бы пару-тройку дней в неделю — сегодняшний негласный стандарт, который может стать и строже.
Только за последние дни Stellantis, производитель Jeep и Ram, настоятельно рекомендовал сотрудникам ездить в офис — «ради инноваций», что бы это ни значило. Ubisoft, известная видеоиграми Assassin’s Creed и Far Cry, отстранила без сохранения зарплаты сотрудника, проработавшего больше 13 лет, за критику политики RTO, то есть return-to-office. Вот-вот вступит в силу активно обсуждавшаяся (и осуждавшаяся) в конце прошлого года практика частичного возвращения в офисы Microsoft. А TikTok планирует на осень масштабную акцию по переводу части сотрудников на полную пятидневку.
В России этот тренд протекает куда тише, практически без официальных заявлений и тем более забастовок. Это не значит, что все довольны или что перемен нет: уже к 2025 году 77% компаний вернули основную команду на офисный или гибридный формат, а полная удаленка сократилась до 7% (правда, это все еще в разы больше, чем до пандемии). Таковы результаты совместного исследования «Технологий Доверия» и O1 Properties.
И это не финал: кампания back to office пока продолжается, пусть и меньшими темпами. В начале прошлого лета выяснилось, что удаленку отменили в крупной российской ИТ-компании IBS. Правда, с рядом исключений, пусть и по согласованию: для молодоженов в первый год брака, беременных, родителей с детьми до трех лет, сотрудников с инвалидностью или ухаживающих за близкими родственниками. Взамен команде обещали массажные кресла, капсулы сна, вендинговые аппараты, фрукты и пятничную пиццу.
До публичного релиза компания подстраховалась: в феврале 2025-го сотрудникам разослали допсоглашение, официально меняющее формат работы с дистанционного на офисный. «На самом деле перевод в офис произошел еще раньше, в июне 2024-го, просто анонсировали позже. Существенных бонусов не предлагали. Заявили, что так всем будет удобнее решать вопросы на месте. Коллеги выражали недовольство, — рассказал SM один из инженеров-тестировщиков IBS. — Конкретно в моем случае сохранился дистанционный формат, но лишь из-за нехватки мест в офисе».
Тогда «Профсоюз работников IT» получил от сотрудников IBS десятки сообщений о давлении из-за выхода в офис и об угрозах увольнением. Собеседники CNews высказывались в духе, что, хотя выход в офис подается сотрудникам как «синергия и объединение», на практике это больше похоже на «попытку компании “похудеть” в персонале»: «Зачастую стремительный отказ от удаленного формата работы сотрудников — это легальный способ сократить численность без необходимости выплачивать компенсации и сокращать ставки».
Тот же «Профсоюз» в 2025-м писал, что выводить руководителей из онлайна начали и в «Озоне», а в «Билайне» предлагают обновить трудовой договор с «интересным нюансом»: в нем отсутствует положение об удаленной работе.
Еще раньше, в конце 2022-го, «Яндекс» попросил сотрудников вернуться с удаленки в офисы хотя бы на несколько дней в неделю, объяснив* это так: «Состояние распределенности по миру, где люди поодиночке в разных странах вне наших офисов, — это не наше дефолтное состояние». Через несколько месяцев VK ограничил удаленку территорией России, проиллюстрировав еще одну черту российских реалий: усиление трудового контроля у нас объясняется не только экономикой.
И все же, несмотря постоянно циркулирующие слухи и громкие имена, среди трех четвертей российских компаний — тех, кто полностью или частично отказался от удаленки, — история IBS остается, пожалуй, самым известным кейсом. Остальные постарались привлечь меньше внимания к смене формата.
Но статистика подтверждает, что тенденция распространилась по всей стране. По подсчетам SuperJob, формально удаленка есть в четырех из десяти компаний в России, но на практике эта привилегия доступна лишь каждому десятому штатному сотруднику, а иногда и реже.
В том же отчете «Технологий Доверия» и O1 Properties была еще одна показательная цифра: только 11% российских работодателей верят, что продуктивность на удаленке может сравниться с офисной. С этим согласен, к примеру, Иван Шкиря, основатель ИТ-компании Callibri и сервиса кол-трекинга «Гудок». «Общество не хочет работать, у нас нет проактивности, это наша национальная идея, — рассуждает он в беседе с SM. — Большинство воспринимает удаленку как классный способ наконец пересмотреть все сериалы и переиграть во все игры».
Так что, чтобы удаленка работала, должны совпасть три фактора, продолжает Шкиря.
«Офис же решает все эти проблемы. Даже если ты сам по себе не дисциплинирован, против тебя работает контекст: все трудятся, не получится начать играть в PlayStation или на полтора часа уйти гулять с собакой. Тебе больше нечего делать, кроме как работать», — уверен Иван.
{{slider-gallery}}

При этом, чтобы убедить команду выйти в офлайн, явно недостаточно просто заявить, что в офисе «работается продуктивнее».
{{quote1}}
Есть и более оригинальные запросы: например, четверть опрошенных желают оздоровительных занятий на рабочем месте, каждому пятому нужен кабинет терапевта или массажиста. Впрочем, по словам Анастасии, в вопросе привлекательности офиса эффективнее всего довольно простые меры. Среди самых желанных — бесплатные горячие напитки (о них упоминают 76% сотрудников), неформальный дресс-код (71%), фрукты и снеки (56%), корпоративные обеды (49%).
Еще один важный, уже нематериальный мотив — возможность живого общения с коллегами: как говорит Анастасия, именно это подталкивает к офису каждого третьего. Наряду с этим симптоматично смотрится уточнение из отчета Owl Labs: у почти каждого второго работника желание ходить в офис так же легко отбивается политическими взглядами работодателя/коллег. Вторая цифра — из Штатов, но легко предположить, что она актуальна и для России.
{{slider-gallery}}

И все же в некоторых случаях тяга к общению становится главным аргументом. Ксения Другова, основательница и СЕО екатеринбургского медиа «Чойс», рассказала, что раньше редакция собиралась на очные планерки раз в неделю — их совмещали с завтраком в ресторане. Потом коллеги сами намекнули, что готовы встречаться чаще, попробовать работать из офиса. «Правда, очень не хотелось ходить на работу в бизнес-центр. Каждый день ездить в лифте с какими-то рандомными людьми и вся вот эта корпоративная атмосфера — не очень прикольно, не про нас, — вспоминает предпринимательница. — А потом я случайно наткнулась на небольшой офис в особняке в центре города. Арендовали его, договорились, что у нас не будет закрепленных рабочих мест, потому что все работают за ноутбуками. Поставили мисочки с водой для питомцев — кто хочет, приводит. И все, отлично работается — ходят по желанию, а это почти все».
Как подчеркивает Ксения, добровольный офис со свободным посещением подойдет только высокоорганизованным людям — «действительно взрослым»: «Те, кто приходит в офис “отсидеться”, где угодно найдут такую возможность». При этом она признается, что сама предпочитает работать из дома в полной тишине — только так ей удается не отвлекаться.
Многие работники, естественно, с обвинениями в «домашней» неэффективности не согласны. Еще в 2020 году 56% удаленщиков заявили, что их показатели не изменились, да и сейчас за работу из дома голосуют 46%. В целом за последние четыре года привлекательность полной удаленки выросла вдвое (с 8 до 16%), выяснил ВЦИОМ, а гибридного формата — в 1,5 раза (с 23 до 34%).
Больше того, каждый третий россиянин на удаленке готов уволиться, если на него будут давить насчет офиса, на днях подсчитали в SuperJob. Среди тех, кто работает исключительно из дома, готовность уйти выше — 41%, среди гибридных работников показатель пониже — 31%. Но настрой очевиден в любом случае, и его не сбивают усиливающиеся тревоги насчет экономики и рынка труда: примерно такие же цифры фигурировали в опросе трехлетней давности.
{{slider-gallery}}

Конечно, зачастую RTO не единственная причина увольнения, а последняя капля, делятся на Reddit. Тем не менее, сам по себе факт призыва в офис сильно триггерит людей, и в сети легко найти мнения вроде: «Думаю, люди слишком заморачиваются над тем, чего хочет компания. Я тоже столкнулся с потенциальным возвращением в офис на пять раз в неделю, и ради своей семьи я не готов на это. Я не смогу вернуть годы, проведенные с моими детьми, пока они маленькие, поэтому выберу уйти, если потребуется вернуться в офис. Это не даст мне лучшего качества жизни».
«Четыре дня работы из офиса? В 2025 году? Это просто хороший способ заставить людей уйти из компании, — возмущаются и за рубежом. — Я сторонница пары дней в офисе: они действительно способствуют объединению и творчеству, отлично подходят для разработки стратегии. Но для общей продуктивности — абсолютно нет». «Нет разницы, кликаю я по клавишам дома или за офисным столом. Но во втором варианте я еще должна слушать, как рядом кто-то жует», — объясняет пользовательница и подчеркивает, что, если компания не так успешна, как хотелось бы, это указывает на слабый менеджмент, а не на безалаберность удаленщиков.
«Хм, почему сотрудники не хотят снова пять дней в неделю в офисе? Может быть, потому, что сейчас на улице снегопад и вместо того, чтобы нервничать в пробке, я уже работаю? — негодуют в TikTok. — У меня тут зажжены ароматные свечи, на ногах пушистое одеяло, рядом обогреватель. И я намного более продуктивна и сосредоточенна, чем когда приходится спешно паковать обед в контейнер и ехать 40 минут, а потом весь день проводить в опенспейсе в наушниках».
Протесты, разумеется, выходят за рамки соцсетей, но в основном за рубежом. Так, после пересмотра подхода к удаленке в Amazon сотни (а по другим подсчетам, больше тысячи) сотрудников вышли на акцию протеста с плакатами «Услышьте нас». Сотрудники Apple запустили петицию против требования вернуться в офис. Похожее обращение составили и в Disney, и в Starbucks. В России подобные крупные акции не замечены, но общее недовольство и фрустрация ощутимы — настолько, что прошлый год грозился стать годом «увольнений из мести».
Правда, насколько этот прогноз оправдался, сказать сложно: перестановок и точечных увольнений было немало, но компании и сами сами активно резали штат.
В любом случае исследования показывают, что у удаленщиков баланс между работой и личной жизнью лучше, да и уровень счастья выше — по крайней мере, это видно из опроса SuperJob полугодовой давности. Тогда работающие удаленно (впрочем, как и безработные!) называли себя счастливыми чаще, чем привязанные к офису.
Судя по всему, мы все-таки вышли на относительное «гибридное плато»: в США, например, больше 70% работодателей не меняли свою политику кардинально в отношении посещения офиса за последний год. И как опции удаленка и гибрид явно остаются, хотя пользоваться ими могут далеко не все сотрудники. Так что, вероятно, текущие скандалы вокруг RTO — последние громкие всплески перед условной стабилизацией.
Условной — потому что, за исключением рожденных в разгар удаленки корпоративных культур и небольших стартапов, рамки дозволенного продолжат плавно сжиматься. Да, 69% менеджеров признают, что работа в гибридном/удаленном режиме повысила производительность их команды (видно из того же отчета Owl Labs), и все-таки с «рекомендуется посещать офис дважды в неделю» многие уже плавно переходят на «требуется три дня», а затем срок наверняка увеличится до четырех, а то и пяти дней без особого пространства для обсуждения перемен.
Это доказывает в том числе опрос СЕО по всему миру: они ужесточают свою позицию по вопросу возврата к допандемийным условиям работы. Так, в 2024-м 83% респондентов ожидали полного возвращения в офисы в ближайшие три года, что значительно больше по сравнению с 64% в 2023 году, пишет KPMG.
В итоге возможность хотя бы частично удаленной работы станет (уже становится) важной валютой конкуренции за кадры. Фрэнк Вайшаупт, генеральный директор Owl Labs, добавляет, что нас ждет продолжение дискуссии не только о том, где работать, но и когда. Почти половине людей не хватает гибкости рабочего графика, и число заинтересованных в нем растет.
К тому же, кажется, в 2026-м на первый план выйдут другие проблемы. Как транслирует Джо Гэлвин из Vistage, организации по коучингу руководителей, сейчас бизнесу куда важнее другое — как не потерять рынок, перекраиваемый ИИ: «Удаленка или гибрид — не та битва, которую руководители хотят вести прямо сейчас. Границы уже определены. И если у компании нет веской причины менять статус кво, она вряд ли станет сильно рисковать».
* Признан Минюстом иноагентом.


Люди охотнее возвращаются в офис, когда рабочая среда по уровню комфорта приближается к домашней, — мы в этом убедились в процессе нашего исследования. Чаще всего говорят о необходимости удобных зон для приема пищи (64%), спокойных пространств для отдыха (57%) и базовой спортивной инфраструктуры (33%).
Отдельная важная тема — персонализация. Для 63% сотрудников ценно, когда рабочее место можно настроить под себя: поставить фото, добавить декор или растения. Такой простой жест помогает почувствовать пространство «своим», снижает контраст между домом и офисом.