

Без предисловий: наши друзья из A-One выпускают в повторный прокат «Пятый элемент» Люка Бессона, лучшую научную фантастику про любовь. Читателей SETTERS Media ждет еще много активностей, связанных с этим релизом, но начнем просто — с признания в любви.
1. За Миллу Йовович
Главная роль в карьере Йовович, которая к середине 1990-х в основном работала моделью, но уже подумывала об актерстве. На «Пятом элементе» у них с Бессоном, разумеется, начался роман. Позже он снимет ее еще в одной роли, за которую приличные артистки продают душу дьяволу, — Жанны д'Арк. Но Лилу, классическая мальчиковая фантазия Бессона, самая красивая и самая невинная девушка на свете, которую надо спасти, чтобы она потом спасла тебя, — это, конечно, золотой фонд кинематографа.
2. За Брюса Уиллиса — блондина
Уиллис на площадке «Пятого элемента» был главной звездой: только что вышел третий «Крепкий орешек». Появления Брюса на площадке, по воспоминаниям Бессона, и ждали, и боялись. Сам он продемонстрировал известный пофигизм и к роли, за исключением одного момента, не готовился. Посмотрев на мелированную шевелюру Бессона, он посчитал, что осветление волос будет его посильным вкладом в развитие персонажа.
3. За то, что спас Люка Бессона
История «Пятого элемента» началась в середине 1970-х, когда 16-летний Бессон посреди французской глуши, без телевизора думал, как себя развлечь. Выбор, по словам режиссера, был такой: стать алкоголиком, покончить жизнь самоубийством или начать писать сказки. Что он выбрал, мы все знаем. И слава богу.
{{slider-gallery}}

4. За костюмы на Хеллоуин
Про то, что для репрезентации моды в кино сделал «Пятый элемент», у SETTERS Media будет отдельный текст. Тут же просто скажем: благодаря тому что великий Жан-Поль Готье, фэшн-легенда и человек с исключительным чувством юмора, получил от Бессона полный карт-бланш, мы имеем, возможно, лучшие костюмы в истории кино, а заодно костюмы на Хеллоуин на все времена.
5. За Руби Рода
Незабываемого ведущего радио «Космос», одетого с ног до головы в леопард, по задумке Бессона должен был играть Принц. Но звезда в очередной раз продемонстрировал дурной характер: икона андрогинности решил, что костюмы Готье для него слишком женственные, и кинематографистов послал. Бессон в итоге выбирал между Крисом Такером и Джейми Фоксом, роль в итоге получил первый — за худобу. «Рядом с Уиллисом он смотрелся как креветка. Я подумал, что это будет смешно», — говорил позже Бессон.
6. За Big bada boom!
«Лилу Даллас. Мультипаспорт», «Кто-нибудь еще хочет вести переговоры?», «Если хочешь что-нибудь сделать, сделай это сам» и еще десяток крылатых выражений, которые, в этом можно не сомневаться, переживут и нас всех, и Бессона. Редкий фильм так расхватывают на цитаты, но «Пятый элемент» и тут бьет рекорды. Возможно, дело в том, что это фильм, снятый французом на английском, половина героев которого говорят на выдуманных языках. Так что каждая фраза должна быть на убой.
7. За лучшую в истории рекламу McDonald's
В те благословенные времена, когда весь мир еще не был одержим здоровым образом жизни, главный оплот фастфуда в мире мог совершенно бесплатно и без всяких последствий получить лучшую рекламу в мире. Сексуальные работницы «макдака» в костюмах Жан-Поля Готье — еще одно свидетельство того, что фильм был рожден в сердце подростка. Согласно Бессону, ничего лучше McDonald's на 100-м этаже с официантками-моделями быть не может в принципе.
{{slider-gallery}}

8. За поп-философию
Главная сюжетная линия «Пятого элемента» — это буквально результат одного вечера, когда 16-летний Бессон помогал своей сестре с домашкой на тему наследия греческого философа Платона, который считал, что тот самый «пятый элемент» — это эфир (или квинтэссенция), божественная сила, которая находится за пределами огня, воздуха, воды и земли. Сам Бессон после смерти мечтает встретиться с Платоном и поблагодарить старика лично.
9. За синефильские референсы
Несмотря на то что идея «Пятого элемента» посетила Бессона, что называется, в бестелевизионном отрочестве, визуальный язык фильма разрабатывал уже настоящий синефил. «Метрополис» Фрица Ланга, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Джонни Мнемоник» Роберта Лонго — перечислять можно долго — вся классика научно-фантастического кино в «Пятом элементе» любовно учтена и оригинально переработана.
10. За стрижку «под Гитлера» для Гэри Олдмана
Олдман, согласно апокрифу, согласился играть в «Пятом элементе», не читая сценарий — просто потому, что Бессон сначала запустил его международную карьеру благодаря «Леону», а потом помог найти деньги на режиссерский дебют «Не глотать». Сам фильм Олдман при этом терпеть не может и не раз говорил об этом в интервью — больше всего обычно достается костюмерам и художникам по гриму, которые ни в чем себе не отказывали и сделали из него футуристического фюрера.
11. За то, что это Marvel курильщика
Не только «камни бесконечности», вокруг которых десятилетие носились два десятка супергероев Marvel, первыми появились в «Пятом элементе», но и концепция: идея, что экранизация комикса может быть развлечением не только для детей, но и для взрослых, впервые со всей мощью была продемонстрирована у Бессона. Он вдохновлялся «Валерианом и городом тысячи планет» Пьера Кристина и художника Жан-Клода Мезьера, который он потом отдельно экранизировал в 2017 году.
{{slider-gallery}}

12. За старомодные декорации
«Пятый элемент» был снят в те благословенные времена, когда «зеленый экран» еще не был пущен в массы, спецэффекты придумывались вручную и декорации напоминали маленькие города. И пусть для кинематографистов это было сущим адом (по словам Бессона, он раз 20 за съемочный процесс думал, что фильм закроют: предсказать, как поведут себя взрывы, было сложно), для зрителей это счастье. В «Пятом элементе» была использована сложная техника «больших миниатюр» — потом ее будет использовать Питер Джексон во «Властелине колец».
13. За то, что у него до сих пор нет сиквела
В век, когда переснимают вообще все (скоро нам, например, предстоит посмотреть сиквел «Дьявола носит Prada», создатели которого клялись никогда не покушаться на святое), выдержка Бессона по части продолжений выглядит практически подвигом. В недавнем интервью он опять заверил фанатов, что никакого второго «Пятого элемента» никогда не будет, как и второго «Леона» и «Никиты».
14. За то, что он — для всех
Несмотря на то что «Пятый элемент» — долгое время самый кассово успешный европейский фильм всех времен, что называется, народный хит, более взыскательным зрителям там тоже есть чем поживиться. Фильм — ярчайший представитель французского Cinéma du Look, движения сверхчувствительных барочных режиссеров, которые пришли в кино в 1980-х. Вместе с Бессоном в него входят Леос Каракс, Жан-Пьер Жене и Франсуа Озон.
15. За то, что будущее в нем — нестрашное.
{{slider-gallery}}

