По событиям, произошедшим за несколько дней с главным стартапом в сфере искусственного интеллекта OpenAI, можно снимать сериал. Увольнение сооснователя и гендиректора Сэма Альтмана, представляющего лицо компании, последовавший за этим уход сотрудников, назначение временного, а затем нового постоянного гендиректора и эпичное возвращение Альтмана в компанию — всё это бурно обсуждается в Кремниевой долине и по всему миру. Мы решили, что раз у этой истории появился финал и сложилась кольцевая композиция, то можно как минимум создать первый текстовый сериал про OpenAI.
17 ноября сооснователь и главный научный сотрудник OpenAI Илья Суцкевер приглашает сооснователя и гендиректора OpenAI Сэма Альтмана на звонок в Google Meet. Зайдя на встречу, Сэм оказывается перед советом директоров, кроме сооснователя и технического директора компании Грега Брокмана. На этом звонке гендиректору OpenAI сообщают, что он больше не гендиректор OpenAI.
{{slider-gallery}}
OpenAI выпускает пресс-релиз и объясняет увольнение Сэма тем, что совет директоров больше не уверен в его компетентности, так как он не всегда был честен с ним. Временным гендиректором OpenAI назначают Миру Мурати, которая работала в компании техническим директором.
Новость об увольнении Альтмана становится потрясением для Кремниевой долины. Технологическое сообщество и медиа бурно обсуждают произошедшее.
Увольнение Сэма шокирует Грега Брокмана (сооснователя и технического директора OpenAI). Илья Суцкевер сообщает Брокману, что его снимают с поста председателя правления совета директоров, но оставляют в должности, так как он важен для компании. Брокман решает уйти из компании вслед за Альтманом.
{{slider-gallery}}
Последствия от увольнения Альтмана обретают новые масштабы. Из компании уходят ключевые сотрудники. В отставку подают трое старших исследователей OpenAI: Якуб Пачоцки, Александр Мадри и Шимон Сидор.
Инвесторы настаивают на возвращении Альтмана. Временный глава OpenAI Мира Мурати заявляет, что планирует вернуть ушедших сооснователей.
Альтман посещает офис OpenAI для переговоров. У него гостевой пропуск: «Первый и последний раз надеваю такой», — говорит он.
{{slider-gallery}}
Вместе с этим совет директоров ищет нового гендиректора. Среди кандидатов — бывший глава хостинга IT-проектов Github Нэт Фридман, руководитель дата-платформы Scale AI Алекс Вэнг и сооснователь ИИ-стартапа Anthropic Дарио Амодей, который раньше работал в OpenAI. Последнему совет директоров также предлагает слияние с OpenAI. Все кандидаты отказываются.
Нового гендиректора всё же находят. Им становится бывший глава и сооснователь Twitch Эммет Шир. Совет директоров считает, что он «осознает экзистенциальные угрозы, которые несет в себе искусственный интеллект». Шир — последователь движения эффективного альтруизма: его участники жертвуют деньги на предотвращение экзистенциальных рисков для человечества, один из которых — создание мощного ИИ.
{{slider-gallery}}
Сэма Альтмана и Грега Брокмана нанимают на работу в Microsoft, а это главный инвестор OpenAI, вложивший в стартап больше $10 млрд. Они будут руководить новой командой передовых исследований в области ИИ. Акции Microsoft растут и обновляют исторический максимум.
События складываются для OpenAI разрушительно. Несогласные с увольнением Сэма Альтмана требуют в письме к руководству компании восстановить бывшего CEO в должности и расформировать совет директоров, иначе они уволятся из OpenAI и перейдут в Microsoft. Письмо подписывают 730 сотрудников компании (больше 90%).
{{slider-gallery}}
Среди подписавшихся — Илья Суцкевер. Выясняется, что именно он стоит за увольнением Сэма Альтмана. Суцкевер признает свою ошибку, которая привела OpenAI к таким последствиям.
{{slider-gallery}}
После всех выяснений Альтмана возвращают на должность гендиректора. Вместе с ним в OpenAI возвращается и Грег Брокман.
Совет директоров обещают обновить. Предположительно, в него войдут девять человек (в том числе сам Альтман). У Microsoft тоже будет место в нем.
{{slider-gallery}}
Главная версия — стратегические разногласия между сооснователями и вытекающая из этого борьба за власть. Сэм Альтман активно развивает ИИ, превращая его в массовый продукт, который приносит выручку. Илья Суцкевер, главный ученый в OpenAI, опасается будущих угроз мощного ИИ, связанных с потерей контроля над ним, — это пересекается с идеями движения эффективного альтруизма. Тем не менее сам Илон Маск заверил, что Илья не стремится к власти: «Он никогда бы не стал предпринимать такие кардинальные меры, если бы не думал, что это совершенно необходимо».
{{slider-gallery}}
На конфликт между основателями могло повлиять и всеобщее внимание к OpenAI и ее амбиции, усиливающие напряжение в компании из-за постоянной интенсивной работы.
Кроме того, такой быстрый и противоречивый ход событий стал возможен из-за корпоративной структуры компании. Коммерческое юрлицо OpenAI контролирует некоммерческая организация OpenAI с советом директоров, которая в первую очередь защищает некоммерческие интересы компании. Это создает разнонаправленные силы внутри нее.
Материал собран по открытым источникам. Интерпретация произошедшего основана на обобщении озвученных в медиа мнений экспертов.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.