Марина Абрамович, бабушка перформанса и одна из самых знаменитых художниц на планете, у которой в прошлом году открылась огромная ретроспектива в Лондоне, теперь продает косметику. SETTERS Media, переварив эту странную даже по меркам 2024 года новость, попросил Дарью Коноваленко порассуждать о том, зачем Абрамович ступила на скользкий путь Хейли Бибер и Кайли Дженнер и как относиться к таким «художественным проектам».
Слово 2023 года — «ризз», а слово 2024-го — уже «усталость». Помните, у Шекспира: «Так сладок мед, что, наконец, и гадок. Избыток вкуса убивает вкус»? Или как в фильме «Матильда» злая директриса заставила неугодного ученика съесть целый шоколадный торт? Из недавнего — как традиционная декабрьская усталость началась не в конце, а в начале декабря? Похожие чувства я испытала, когда на прошлой неделе увидела новости о том, что Марина Абрамович выпускает свою линию косметики.
Из пресс-релиза мы понимаем, что Марина продает нам молодость. Хорошо, мы сделаем вид, что верим, что за ее внешний вид в ответе не круговая подтяжка и хороший косметолог, а молодой любовник и восьмичасовой сон. По крайней мере, Марина как на духу говорит это британскому Vogue (на этих же онлайн-страницах дает совет не целоваться, если поели чеснока). Советы также включают в себя подсчет зерен риса, открывание и закрывание двери или медленное и сознательное питье стакана воды в течение 20 минут. Теперь же художница запустила линейку косметических и оздоровительных продуктов, которые включают ключевые принципы «метода» Абрамович. Каждый продукт был разработан в Швейцарии совместно с доктором Нонной Бреннер, престижным специалистом по вопросам здоровья с центром, расположенным в Австрии. В программе — рецептуры, которые она создавала для художницы в течение их 20-летней дружбы. Называется проект, конечно, «Метод долголетия Абрамович». В первую линейку продуктов входит гибрид очистителя / скраба / увлажняющего крема (в состав входят белый хлеб и белое вино для восполнения необходимых питательных веществ в коже, а также витамин C и гиалуроновая кислота для осветления и глубокого увлажнения) и три вида капель для благополучия. Стоят они от 199£. Энергетические капли Абрамович стоят £99 и содержат муку из виноградных косточек и концентрат сока клюквы. Рекомендуется принимать по 50–60 капель на завтрак, обед и ужин. Похожая дозировка предлагается для капель от аллергии, которые облегчают симптомы с помощью корня солодки и шиладжита, натурального минерального порошка, найденного в высоких горах и используемого в аюрведической медицине. Третьи капли, «Иммунитет», призваны укрепить силы организма против инфекций. Тираж каждого из четырех продуктов — 8 тыс. единиц.
{{side_post1}}
Знакомо ли вам чувство, когда ваши старшие родственники, насмотревшись Первого канала, выдают рассуждения о политике и вы с пониманием и принятием не спорите? Ведь мы в большинстве случаев не перестаем их от этого меньше любить. Когда же бабушка перформанса осваивает очередной нелепый способ заработать денег, мы тоже можем отнестись к этому с принятием и нежностью. С уважением за старые заслуги. Мы уже закупились кристаллами с аурой на ее ретроспективе в Royal Academy of Arts. Мы уже прочитали ее книгу и купили мерч. Но не скроем: каждый раз мы делали это, задаваясь вопросом, насколько нормально превращать свою жизнь в сувенирный магазин.
Ощущение, что мы снова оказались в перформансе «В присутствии художника» и Марина с ехидством смотрит нам в глаза, спрашивая: «А что вы мне сделаете?».
Если говорить о celebrity-косметике в принципе — вспомним блеск для губ Хейли Бибер, который делает губы похожими на глазурь для пончиков, или свечи с запахом вагины Гвинет Пэлтроу, — действия художницы не кажутся маркетингово необоснованными. Только ленивый не прошелся по этому, будь то медиа или на российский манер телеграм-каналы. Но какое дело Марине до диванных и арт-критиков всей планеты, если можно наслаждаться выросшим в геометрической прогрессии пиар-охватом и цифрой на счету? По дороге в банк усомниться в своем карьерном решении Марина не может. Но ходить-то придется не только туда.
Последние два года мы все чаще рассуждаем о том, что нечеловечески устали от происходящего в новостях и наша психика, хотим мы этого или нет, адаптировалась. Так вот, моя психика — человека, занимающегося культурой, — уже адаптировалась к бесконечным художественным коллаборациям, количество которых достигло критической отметки. Их качество, впрочем, все чаще оставляет желать лучшего. Но уже все равно. Не хочется проводить искусствоведческий анализ отношений художника и арт-рынка, не хочется сделать мем и по-снобски похихикать. Никаких эмоций.
{{side_post2}}
На какого зрителя рассчитан данный перформанс? Мы не видим в тиктоке обзор на косметику Абрамович, бьюти-селебрити не делают макияж с использованием этих продуктов. Коллекционным тиражным произведением искусства это тоже назвать сложно, на Sotheby’s капли не продашь. Практика художницы испокон веков заключается в определении лимитов тела и сознания, возможностей разума. Своего собственного, а теперь зрительского. Можно смело сказать, что это ее новый художественный метод. Сколько мы готовы терпеть, прежде чем вычеркнуть Абрамович из серьезной истории искусств? Марина планирует дожить до 100 лет, ведь «только после этого женщин-художниц воспринимают серьезно». Возможно, капли для иммунитета не будут лишними на этом тернистом пути. Ждем коллекцию одежды и рэп-альбом.