Этот материал предназначен для совершеннолетних пользователей.
Данный материал
перенесен в архив.

Кто здесь: как отличить ИИ от человека в тексте

Разбираемся: что говорят админы известных Telegram-каналов, ученые и инфлюенсеры
Анна Полупанова
журналистка

В конце лета этого года The Guardian писала о скандале: некая Марго Бланшар, представлявшаяся журналисткой, несколько месяцев обманывала как минимум шесть изданий, включая Business Insider и Wired, сдавая им сгенерированные AI тексты.

В разных медиа у нее вышли монолог женщины, впервые ставшей мамой в 45 лет, эссе об удаленной работе, текст о паре, которая поженилась внутри игры Minecraft, и несколько других историй. Все ее материалы издания публиковали без фактчека.

Когда Бланшар отправила очередной питч в Dispatch, редактор решил проверить факты и заподозрил, что он может быть составлен с помощью AI, поскольку он не нашел в интернете никакой информации про описанных людей. Об этом узнали другие медиа, и в итоге издания, которые сотрудничали с Бланшар, удалили ее статьи.

ИИ активно продвигается во всем, что касается работы с текстами, а мы исследовали эту тему с экспертами.

Совместные с GPT посты набирают больше реакций

Еще пару лет назад отличить ИИ-текст от человеческого можно было без особых усилий. Сухой, гладкий, выверенный, нарочито позитивный, с шаблонными оборотами и повторами, синтаксическими и лексическими клише, однотипными словами и фразами, а иногда местами просто с неуклюжим набором слов, без опечаток и словесных оплошностей и, конечно, с пресловутыми длинными тире — так выглядел текст, созданный нейронкой.

Сегодня ИИ настолько проапгрейдился, что создать текст довольно высокого качества для него не проблема, а отличить человеческий текст от нейронного уже становится задачкой со звездочкой. Сгенерированные тексты все еще можно обвинить в неумении понимать и оценивать контекст и в отсутствии творческого мышления и разноплановых эмоций, но искусственный и человеческий текст — это уже не две отдельные четко очерченные территории. 

В реальности большинство текстов становятся комбинированными продуктами и значение обретает лишь степень этой комбинированности.

{{quote1}}

‍{{slider-gallery}}

Нейросеть не умеет отвечать за свои слова. Пока не умеет

С учетом того, что граница между сгенерированным и искусственным текстом со временем перестает просматриваться, в реальности читателю становится гораздо важнее понимать не кто конкретно автор текста — человек или ИИ, а то, сколько в нем человеческого и искусственного. Кто, в конце концов, ответственное лицо.

{{quote2}}

{{quote3}}

Пока люди в основном плохо распознают сгенерированные ИИ тексты, но способность отличать человеческий текст от искусственного можно эффективно тренировать — через целенаправленное обучение с подробной обратной связью. 

К таким выводам пришли авторы исследования по обучению распознавания ИИ-текстов. Они с помощью чата GPT-4o сгенерировали несколько сотен разножанровых текстов и показали пары текстов 254 участникам, которые были случайным образом распределены по двум группам. В одной группе люди сразу после эксперимента получали обратную связь, а в другой — только после его завершения. В первой группе участники показали гораздо более точное распознавание ИИ-текста и большую уверенность в своих оценках. Участники в группе без обратной связи допустили больше всего ошибок именно тогда, когда были наиболее уверены в своих ответах.

По словам авторов исследования, оно может быть важным для образовательной сферы, поскольку способность распознавать ИИ-контент определенно пригодится людям в современном мире, а вот ложная уверенность в этой области может навредить.

{{quote4}}

Есть и более тревожные вопросы. Что происходит с человеческим мозгом, когда мы пишем с помощью ИИ? Исследование MIT Media Lab 2024 года показало неожиданный результат. Ученые подключили студентов к ЭЭГ и попросили написать эссе тремя способами: самостоятельно, с поисковиком и с чатом GPT. 

В результате, когда студенты писали сами, их мозг показывал мощную распределенную активность — работали зоны памяти, языка, планирования, критического мышления. С поисковиком активность была средней. А с ChatGPT — минимальной. 

Мозг почти не работал. Сами студенты при этом чувствовали, что работают активно, но нейронные данные показали: они находились в режиме легкого потребления, а не глубокого мышления. Ученые назвали это «когнитивным долгом» — ситуацией, когда ты получаешь результат быстро, но платишь тем, что твой мозг атрофируется.

Кроме того, Родион Карнеев считает, что нейросеть может быть и творческой, и с критическим мышлением, и условно понимать контекст — все зависит от того, как с ней работать: «“Голая” нейросеть — нейросеть без системных промптов либо с теми системными промптами, которые заложил в нее разработчик, — отличается от подготовленной и “запромпченной” нейросети очень сильно, поэтому при грамотной работе и грамотном подходе нейросеть вполне может стать творческой. 

Есть много исследований, которые говорят о том, как сложно нейросети работать с все увеличивающимся контекстом, например, в рамках одного чата. Однако и здесь все на стороне человека. Он может научить работать нейросеть с нужными ему контекстами и ограничить ее».

{{slider-gallery}}

Выживут те, кто развивает то, что нейросеть пока не может

Напрячься уже сейчас стоит и тем, кто работает с текстами профессионально, — журналистам и редакторам, у которых в силу насмотренности и начитанности формируется чувствительность к речевым оборотам живых авторов и «неживых».

«Нейросеть пишет статистически правильно, но именно поэтому слишком усредненно. Однако все зависит от того, как именно настроить эту нейросеть. В обычном случае речь идет о “голой” нейросети, а не о подготовленной. Через год-два редакторы тоже начнут ошибаться чаще. Например, эксперименты, проведенные лабораторией Penn State PIKE, показали, что люди могут различать сгенерированный текст только примерно в 53% случаев в условиях, где случайное угадывание дает 50% точности. С каждым месяцем, с каждой новой моделью эта разница “между” все сужается.

Выживут не те, кто пишет “лучше нейросети”, а те, кто развивает то, что нейросеть пока не может: живой опыт, неочевидные связи между дисциплинами, готовность рисковать мыслью. 

Сейчас нужно говорить о способности проектировать условия для становления смысла в распределенной человеко-машинной системе. Задача — занять позицию “посередине” в человеко-машинных сборках, беря лучшее у каждого из полюсов этого континуума», — полагает Родион Карнеев.

Как устроены детекторы ИИ и можно им верить?

Детекторы ИИ-текстов (Winston AI, Originality.ai и Copyleaks — лидеры рынка с заявленной точностью 92–99,98%), по мнению Родиона Карнеева, лишь иллюзия контроля: «Завтра любая система научится обходить детектор, поэтому стоит акцентировать внимание на культуре прозрачности и открытости в человеко-машинных сборках. 

По мере того как машинно-сгенерированный текст приближается по качеству к человекоподобному, размер выборки, необходимый для детекции, увеличивается. Детекция достижима, за исключением случаев, когда человеческие и машинные текстовые распределения неразличимы по всему их спектру. Абсолютно точных детекторов нет и никогда не будет».

{{slider-gallery}}

Проблема не в том, что нейросеть заменит человека в тексте

Что значит «Я пишу без нейросетей» в 2025 году при условии, что мы используем автокоррекцию, проверку грамматики, поисковик?

«Все эти инструменты уже содержат машинное обучение. Граница между «человеческим» и «машинным» письмом размыта изначально, если доводить эту логику до конца. Мы пишем в среде, насыщенной алгоритмами. Даже выбирая слова, мы опираемся на автодополнение, которое влияет на наши формулировки незаметно для нас. Думаю, в будущем (это только прогноз) можно будет говорить о нескольких типах письма. 

Например, конвейерный контент от нейросетей с минимальной редактурой; гибридное письмо; «медленное» письмо. Последнее требует образования, времени, экономического и социального капитала. 

Профессор может позволить себе писать статью самостоятельно полгода. Фрилансер, которому нужно постоянно генерировать новые тексты, — думаю, что нет. Ценным здесь является не отсутствие нейросетей, а некоторое присутствие мышления.

Текст может быть написан полностью человеком, но быть поверхностным, клишированным, пустым. И может быть создан в гибриде, но содержать глубокое суждение, оригинальную мысль, критическое различение.

Речь идет о формировании новой грамотности — способности сочетать тематические знания, критическое мышление и умное использование нейросетей. Текст, где автор думал, различал, выбирал каждое слово осознанно — независимо от инструментов. Текст как результат когнитивной работы, а не делегирования. Важно не чем написано, а как автор работал с границей между своим мышлением и машинной помощью. 

Роскошью станет не маркер «без использования нейросетей», а ощущение мыслительного процесса в тексте. Читатель будет ценить тексты, где чувствуется, что автор рисковал мыслью, а не просто генерировал контент», — объясняет Родион Карнеев.

Возвращаясь к исследованию MIT Media Lab, можно предположить, что реальная угроза вовсе не в том, что нейросеть заменит человека в текстах.

«Человечество может утратить практику медленного, рефлексивного, рискованного мышления, такого, которое требует усилия формулировки, столкновения с неопределенностью, пересборки идей. 

Если делегировать это машине, мы получим общество, способное потреблять готовые смыслы, но не порождать новые. Однако сценарий не предопределен. 

Возможна симбиотическая когнитивная экология, где письмо трансформируется: нейросеть берет рутину (черновики, структуру, стиль), а человек, в свою очередь, критическое суждение, оригинальную перспективу, ответственность за смысл. Нужен баланс и срединность, нужно сотворчество, работа вместе с нейросетями. 

Проблема в том, что этот баланс не возникает сам: нужны образовательные институты, культурные практики, индивидуальная дисциплина», — говорит Карнеев.

Для успеха в бизнесе важны навыки предпринимателя и его команды, общие высокие цели и умение мыслить нестандартно. Но не менее важны правильно организованные бизнес-процессы, которые помогают работать эффективно и быстро. Экосистема для бизнеса Контур предлагает удобные инструменты для оптимизации работы. Например, с помощью электронного документооборота в Контур. Диадок подписание любых документов занимает всего несколько секунд. Для этого нужны цифровые подписи и доверенности — они тоже доступны в Контуре.

Общение даже небольших команд удобнее вести в единой платформе Контур. Толк. Здесь все сообщения и документы всегда под рукой, а ведение протоколов встреч гораздо удобнее благодаря встроенному ИИ. Бухгалтерский учет и отчетность также легко вести с сервисами Контура: Экстерн подойдет для команд с бухгалтером, а Эльба — для индивидуальных предпринимателей, которые ведут дела самостоятельно.

Все сервисы Контура работают круглосуточно, надежны и безопасны. Команда экспертов поддержки готова помочь как действующим клиентам, так и тем, кто только начинает бизнес и ищет профессиональный совет.
Реклама, АО «ПФ «СКБ Контур», Erid: 2W5zFHN7mep
Текст:
Анна Полупанова
Иллюстрации:
Анастасия Шабунаева
Наиля Асланова
соосновательница бренд-агентства «Бунт», автор телеграм-канала «Состояние потока»

Я активно использую ИИ для работы над текстами в своем канале. У меня он выполняет обязанности младшего редактора — помогает мне собирать фактуру: я люблю, когда текст плотный, а не водянистый и когда я делюсь со своими читателями новым и полезным контентом. Еще он помогает мне перефразировать корявые обороты, подбирает синонимы и варианты формулировок. Что я не отдаю на откуп ИИ: идеи для постов, формулирование моего мнения, логику построения текста: какие тезисы я обозначаю, к чему веду, как заканчиваю текст. 

Авторство как таковое и финальный рерайт — полностью за мной. Мне кажется, такой формат взаимодействия с ИИ сейчас очень эффективен. Я вижу это по статистике: наши совместные с чатом GPT тексты набирают больше реакций, сохранений. Для меня это главный индикатор в понимании, стоит мне продолжать использовать ИИ в моей работе или нет.

Думаю, тезис о том, что люди без ИИ пишут интересно, весьма спорен. Далеко не у всех есть свой стиль, понимание, как управлять вниманием в тексте, да и в целом навык регулярного райтинга, поэтому я не считаю, что трушный человеческий текст — это какая-то новая роскошь. 

У меня, например, стиль спокойный, размеренный, аналитический, ему несложно обучить нейросеть, и мне несложно работать в соавторстве с ИИ. При этом есть люди с уникальным слогом и форматом написания текстов — они пишут проникновенные истории, и такой формат сторителлинга сложно повторить.

 Я точно не буду читать перенасыщенные контентом каналы с искусственными текстами, в которых нет оригинальной авторской идеи

Дмитрий Бескромный
основатель и СЕО коммуникационного digital-агентства bQ Group, сооснователь агентства AI Influence, автор Telegram-канала «Бескромный»

Я за сотворчество с ИИ, а не за аутсорс мышления. У меня есть очень простой рабочий стек: Claude Opus — разгон креативных идей и черновики, поскольку он лучше всего понимает русский культурный код; ChatGPT — мой второй пилот и проверка слепых пятен в работе; Perplexity — аналитика на салфетке и поиск фактуры. Эта связка ускоряет мою работу на 300%, но не подменяет мою личность автора. Полный аутсорс текстов нейросети — это абсолютный тупик. Технически можно сделать гладко и красиво, но это будет совершенно мертвый текст без харизмы автора. У машин нет субъективности, а без нее нет живого голоса и нерва.

ИИ-текст можно отличить по избыточной корректности, отсутствию углов и идеальной структуре там, где человек бы споткнулся. ИИ не матерится к месту, не делает резких скачков интонации, не оставляет недосказанности. Он вежливый отличник. Но вот крамола: если текст рожден в честном сотворчестве с ИИ, его не отличишь. И не надо. Нейросеть стала базовым инструментом автора, как когда-то Microsoft Word. Пора просто принять эту новую норму.

Этика использования ИИ простая: можно усиливать крепкую фактуру текста через ИИ, но нечестно заменять мышление костылем в виде ChatGPT. Где ИИ особенно полезен для автора: структура, фактура, редактура, корректура. Где его использование неэтично: смысл, позиция, выводы. 

И да, «человеческий» текст уже стал новой роскошью. Не потому, что он написан руками, а потому, что в нем есть собственная оптика и ответственность за смыслы. Нейросеть не умеет отвечать за свои слова. Пока не умеет.

Весь текстовый контент будет генериться по простым голосовым запросам

Виталий Крылов
основатель проекта «Команда А»

Я оплатил подписку на чат GPT и пользуюсь в работе только им. Другое не пробовал. В принципе, я нормально отношусь к тому, что админы каналов могут писать тексты с помощью GPT, потому что брифуют чат все равно они сами. 

Фактически они просто делегируют операционную часть своей работы. Хотя если чат придумывает все от и до, это, наверное, не очень хорошо, но, если честно, мне кажется, все равно все к тому идет. Сейчас ИИ не пишет как человек — только если его правильно и старательно забрифовать, но пока сгенерированные тексты точно отличаются от человеческих, по ощущениям они будто под кальку написаны. Их или переделывать нужно, или серьезно заниматься промптами.

В конце концов, этика использования ИИ в создании текстов придет к тому, что полностью искусственный текст будет вполне ок везде. GPT можно и нужно использовать при генерации контента, потому что это ускоряет и усиливает человека, и это единственный возможный путь развития. 

Какое-то время человеческие тексты еще побудут роскошью, но я думаю, что ИИ их полностью заменит, и весь текстовый контент будет генериться по простым голосовым запросам, которые будет делать человек

Ты получаешь результат быстро, но платишь тем, что твой мозг атрофируется

Родион Карнеев
кандидат философских наук, научный сотрудник ИФ РАН, сооснователь IT-стартапа в области диалоговых систем и искусственного интеллекта.

Во всех обсуждениях, как отличить ИИ от человека в тексте, есть нюанс. Мне не кажется, что 100%-ная имитация человека — цель нейросетей и их разработчиков. 

Сгенерированные тексты не стремятся притвориться человеческими. Они становятся собственным типом текстуальности. Кино же, например, не стало имитацией театра, а развивалось как самостоятельная сфера. 

No items found.
No items found.
tip text
tip label
тест

От #Gnomecore до #Barbiecore. Запутались в корах? Пройдите наш тест

Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.

пройти тест  >
No items found.