

Хотите вы того или нет, нейросети давно проникли в сокровенное — в наши отношения. И даже если вы еще не отчаялись до ИИ-секстинга, большинство дейтингов уже частично привлекают нейроалгоритмы для подбора партнеров. Свежие стартапы поднимают ставки, предлагая и вовсе отдать поиск любви на аутсорс технологиям, и желающих много. Возьмем Keeper: этот дейтинг собрал $4 млн ранних инвестиций и 1,5 млн регистраций (активно приложением пользуются около 300 тыс. человек). Sitch, похожий стартап, привлек $6,7 млн и десятки тысяч пользователей, Amata — $6 млн. Tinder, Grindr, Facebook* Dating — гиганты этой индустрии тоже внедряют нейросети.
И рынку явно есть куда расти: только в США почти половина одиноких зумеров уже используют ИИ для создания дейтинг-профиля и проверки на совместимость. 44% всех одиноких американцев не против ИИ-свахи для фильтрации мэтчей.
Почему бы и нет? Александр Жадан еще два года назад нашел жену с помощью ChatGPT: нейросеть отфильтровала больше 5 тыс. девушек, общалась с ними — а сам Александр подключался только на свиданиях. Если подобное можно провернуть в домашних условиях, представьте, что предложат многомиллиардные стартапы — скажем, еще не вышедший «самый умный и эмоционально интеллектуальный матчмейкер» Уитни Вульф Херд, соосновательницы Tinder и Bumble, который, по ее планам, будет анализировать ваши прошлые отношения и подбирать партнера по типу привязанности.
А что попробовать сейчас?
Пожалуй, это самый резонансный на сегодня ИИ-дейтинг. Компания специализируется на поиске долгосрочных партнеров и привлекла $4 млн инвестиций еще до запуска.
Как это работает. Пользователь разговаривает с ИИ-ботом, который составляет собственное мнение о кандидате, создает нередактируемое описание и подбирает ему пару. После того, как выбор бота одобрят кураторы-люди, девушке первой предлагают согласиться или отказаться от общения. Если она сказала «да» (и только после — мужчина), пару представляют друг другу.
Для девушек приложение бесплатное, парням за каждое свидание придется выложить по $5 тыс. За жену, найденную через приложение, снова платят мужчины — $50 тыс. после заключения брака. В будущем, правда, после абсолютной автоматизации обещают снизить расценки до $250 за свидание и $5 тыс. за свадьбу. За что такие деньги и куда делась надежда на гендерное равенство?
Keeper выглядит как попытка сделать дейтинг для мужчин более конкретным, менее болезненным и закрыть большую мужскую боль — нехватку мэтчей. Сегодня в этом сервисе, как указано на его же сайте, зарегистрированы 1,2 млн женщин и всего 200 тыс. мужчин (для сравнения, на Tinder, пусть неофициально, соотношение примерно 1:3). При этом каждое совпадение на Keeper — с девушкой, точно желающей общаться (и подтвердившей это).
{{slider-gallery}}

Неизвестно, насколько Keeper популярен у голддигерш и мешает ли это мужской аудитории искать «большую и чистую». С другой стороны, кажется, что в такой товарно-витринной логике популярная цель — найти и оплатить себе trophy wife. Конечно, участие в ярмарке тщеславия исключительно добровольное, и, возможно, тут не надо никого woke-спасать: может, они там, где хотели быть.
Создатели Keeper не добавили возможности негетеросексуальных** знакомств (говорят, для этого нужен новый алгоритм), зато среди «предпочитаемой политической позиции» партнера уже можно выбрать антисионистскую и неонацистскую, как и «любимый» этнос. Еще из интересного: система может оценить выступающие скулы, силу челюсти или процентное содержание жира в организме по отсканированной фотографии, а еще сразу оценить уровень IQ — да, по заполненной анкете.
В общем, стартап, как сказал его сооснователь, работает над «самыми сложными случаями в современных знакомствах: еврейка ищет нееврея, который примет иудаизм ради нее; мужчина с редким заболеванием глаз ищет женщину с таким же заболеванием; парень, который создал собственную политическую партию, ищет девушку со схожими взглядами».
{{slider-gallery}}


Показателен и один из слайдов презентации Keeper во время недавней конференции Love Symposium в Сан-Франциско: женщине модельной внешности был присвоен рейтинг привлекательности 8,6 из 10. «Если это восьмерка, то что тогда десятка?» — задался вопросом зал. «Это примерный профиль, — парировал сооснователь. — Не стройте свое мировоззрение на моих слайдах».
А что с теми, кому не удастся найти пару? Им дадут конструктивную обратную связь, обещает коммерческий директор Keeper. Конструктив, по его мнению, выглядит так: «Мы не скажем: “Сбросьте 15 фунтов”. Мы скажем, что знаем, что люди, которых вы ищете, подойдут вам, если вы сбросите 15 фунтов. Так что используйте эту информацию по своему усмотрению».
Инвесторам Keeper говорит, что одно из десяти первых(!) свиданий после мэтчей на их бета-платформе приводит к помолвке. Интуитивно кажется, что это намного выше среднего по рынку, пусть конкретных подобных исследований и не замечено. Выходит, в какой-то степени Keeper бросает вызов главной цели традиционных дейтингов — удержать пользователя в приложении, заставить его снова и снова искать себе пару. Будет ли позже стартап злоупотреблять доверием? Обещает, что нет, потому что планирует заработать гораздо больше на платных свиданиях и свадьбах.
Да, если вы выгорели после нескольких месяцев бессмысленного свайпа, — извините, эффективный дейтинг только для богатых.
Получили финансирование почти $7 млн и продолжают индийскую традицию сватовства.
Как это работает. Sitch собирает данные пользователя через анкету с 50 вопросами в формате переписки или звонка с ИИ-аватаром Нандини Мулладжи, соосновательницы стартапа. Нейросваха предлагает возможных партнеров, а после мэтча бот добавляет собеседников в групповой чат, помогает с диалогом и назначает свидание.
{{slider-gallery}}

По словам Мулладжи, люди не боятся задеть чувства ИИ и говорят о своих предпочтениях открыто, что в итоге становится плюсом для всех. И потом, живая сваха, скажем, по индийским традициям может обойтись от $10 тыс. (в особо сложных случаях цена превышает и $100 тыс.). Sitch же, по уверениям фаундеров, выполняет роль сводника, сохраняя личный подход, за гораздо меньшие суммы. Пользователь платит за пакет мэтчей: $89,99 за три совпадения, $124,99 — за пять и $159,99 — за восемь.
Дейтинг сравнивает профили по 75+ параметрам. Алгоритм создал Чад ДеПью, бывший директор по инжинирингу Snapchat и инженер Microsoft, а Нандини отвечает за бизнес, будучи выпускницей Стэнфордской школы бизнеса, потрудившейся над запуском Bumble в Индии, и вообще потомственной свахой, как и ее бабушка.
Стоит ли доверять мнению их системы о любви всей твоей жизни? Несмотря на высокий рейтинг приложения в AppStore, отзывы разнятся. Среди замечаний — высокий ценник (в два раза больше месячного Tinder Gold, что в FAQ Sitch объясняют так: это хотя бы плата за «реальные связи», а не месяц пролистывания), а еще полное отсутствие мэтчей за несколько месяцев, грубая служба поддержки и совершенно обратные пожеланиям совпадения. Кто-то даже обзывает сервис ИИ-слопом.
Примечательная деталь: у мужа основательницы, Сахила Шета, за плечами громкий крах EdTech-стартапа Lido Learning. Проект был запущен в 2019 году и за пару лет собрал внушительную сумму — $24 млн инвестиций, однако уже в 2022 году одним днем уволил 150 сотрудников и позже объявил о банкротстве. В сети можно встретить жалобы пользователей и сотрудников на агрессивные продажи, отсутствие онбординга, невыплаты зарплат и игнорирование клиентов. Там Сахил и Нандини и познакомились, когда он был ее боссом.
Имеет ли эта история отношение к Sitch и повторится ли она? Трудно сказать: Сахил не упоминается ни в одном материале Sitch, а сам он с 2023 года строит еще один ИИ-стартап, в этот раз «революционного в области здравоохранения». По крайней мере, у пары есть общие интересы — может, в совместимости Нандини реально разбирается.
{{slider-gallery}}

Генеральный директор Amata Людовик Юро считает старые дейтинги «токсичными»: искусственный интеллект и отмена функции свайпа, как он надеется, «гуманизируют онлайн-знакомства». По словам Юро, сервисы нового поколения должны помогать быстрее встретиться в реальной жизни, а не сидеть в сети, подпитывая свое эго. Под эту идею команда собрала уже минимум $6 млн. В числе инвесторов, кстати, фаундеры таких больших сервисов, как Zenly и Hugging Face.
Как это работает. Пользователи общаются с ИИ-свахой Аматой о своих предпочтениях и целях, затем она подбирает потенциальных партнеров. Система сама решает, куда вам сходить, при этом выбирает место в равной удаленности от обоих пользователей. За два часа до встречи приложение ненадолго открывает между вами чат и оставляет возможность отменить встречу.
За свидание с мэтчем нужно заплатить $16. Если кто-то отменит свидание, оплата сохранится «на потом». Если отменить встречу дважды подряд, приложение приостановит рекомендацию новых собеседников на неделю.
Кажется, такой подход может стать хорошим способом борьбы с эмоциональной недоступностью и несерьезными намерениями. В конце концов, мало какая переписка заменит впечатление при личном общении. При этом часто для пользователей даже краткий чатинг — уже проверка на адекватность, а значит, хоть какая-то безопасность (и $16 эту проблему не решают: концепция «купленного» свидания и «потраченных впустую денег» может стать триггером для любого нестабильного человека).
Журналистка Dazed описывает свой опыт с этим дейтингом так: «Amata забронировала нам столик на имя “Амата”. В остальном это был обычный вечер, как любое другое первое свидание: болтовня о о семьях, районах, путешествиях и планах. Но в моей голове непрерывно крутилось: я на ИИ-СВИДАНИИ. Довольно быстро оказалось, что у моего мэтча схожие мысли, и это нас даже сблизило: с одной стороны — мы, а с другой — этот странный Большой брат! И все же, несмотря на чудесный вечер, я не почувствовала ничего, кроме платонической связи, и сказала об этом собеседнику. Можно легко обвинить в отсутствии искры ИИ-сваху, но никуда не приводящие свидания — нормальная часть игры в знакомства».
{{slider-gallery}}

Кроме того, рассказать чат-боту о себе можно что угодно: про великолепное чувство юмора, самые performative-увлечения и олимпийский уровень навыков в спорте, и чат не усомнится — все-таки bullshit-трекер пока встроен только в людей (и то дает сбой). Кто реально придет на свидание, узнаем на свидании — и конечно, это проблема не только Amata.
Еще в марте генеральный директор Match Group (владеет Tinder и Hinge) Спенсер Раскофф отметил зону роста для всех дейтингов: приложения для знакомств слишком ориентированы на показатели и в итоге воспринимаются как «игра в цифры, а не как место для установления реальных связей». В мае Уитни Вульф Херд6 вернувшаяся на пост CEO Bumble, заявила, что индустрия онлайн-знакомств находится на «переломном этапе».
{{quote1}}
Другие российские дейтинги тоже отмечают рост запроса на более осмысленные знакомства и быстрый переход от переписки к реальной встрече.
{{quote2}}
Да, чтобы для пользователя все стало проще и надежнее, сервисы должны стать технически совершеннее, так что среди глобальных трендов приложений для знакомств — усложнение продукта, отмечает Илья Шитов. Сюда входят долгие онбординги с большим количеством вопросов, дополнительная ручная верификация, новые механики встреч.
{{quote3}}
В общем, высокие технологии помогают пропустить попытки разглядеть в тысячном «Как дела?» повод пригласить в кафе. Когда перед вами есть конкретный человек, место и время, это снижает уровень нерешительности, диалог становится более предметным и быстрее переходит в офлайн. И речь не про безразличие к словам собеседника, скорее наоборот — это «костыль» для тревожников, стеснительных и просто уставших людей, которые хотят отношений.
{{quote4}}
В целом проблема не в том, как вас нашел партнер: через индийскую нейросваху или самоотверженно перелистав весь Tinder, а в растущей вседозволенности искусственного интеллекта. Кто сказал, что алгоритмы, которым «скормили» представления о вечной любви сотни незнакомцев, справятся лучше, чем единственная мама или друг детства?
И потом любая информация, отданная нейросетям, перестает вам принадлежать. Готовы ли вы поделиться с той же Meta*** своими сексуальными предпочтениями? В случае с ИИ-дейтингами вы еще и сами платите за сбор своего самого сокровенного профайла в комплекте с номером телефона и фотографиями.
Да, алгоритмы способны проанализировать тонны информации и нащупать максимальное количество совпадений, и если с предпочтениями все понятно, то интересы — почему должны совпадать они? Ищем мы любовь или копию себя, с которой будет легко и, наверное, очень понятно? Кажется, в старых «токсичных» дейтингах была своя романтика: познакомиться с совершенно непохожим человеком, которому ты мискликнул суперлайк, и влюбиться в него — и ничего, что он хоббихорсер.
Так что вопрос висит в воздухе: можно ли и нужно ли вообще измерять, предсказывать потенциальных бабочек в животе? Видимо, он же звучит и в головах репортеров Business Insider, где в начале года вышла статья с говорящим заголовком «Мы протестировали четыре ИИ-дейтинга. Мы все еще без пары».
{{slider-gallery}}

Вспоминается скандальный эксперимент олдскульного дейтинга OkCupid в 2014 году, где попробовали мэтчить пары с низким процентом совместимости, показывая им высокий. В итоге пары сразу вели себя так, будто подходят друг другу, охотно инициировали диалоги. Получается, даже простая вера в совместимость ее увеличивает.
Но все же технологический прогресс отрицать не хочется, и многие наверняка попробуют того или иного ИИ-купидона. Делать это лучше, вооружившись следующими советами.
Ну и последнее. Романтика умирает не от машинного расчета, а от отсутствия человечности — когда мы делегируем все: от описания себя до выбора ресторана для трепетной встречи. Так что думайте сердцем и не доверяйте машинам, даже самым умным, напропалую. Впрочем, если вы готовы отдать $50 тыс. за алгоритмически идеальную жену, то нужен ли вам вообще человек с его несовершенствами? Может, лучше купить безупречно настроенного робота с функцией объятий? Тем более что такие уже на подходе.
* Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
**Движение ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещено.
*** Признана экстремистской и запрещена в России.


Большинство корпораций вроде Tinder и Bumble либо падают, либо еле-еле удерживают позиции, и, думаю, все ждут от ИИ свежий глоток воздуха, увеличения всех продуктовых метрик и, как следствие, дохода с каждого пользователя.
ИИ в этой нише действительно улучшает текущие продукты, ленту, совместимость, путь клиента. То, на что раньше нужно было несколько лет разработки плюс работа ученых, сегодня делается гораздо быстрее, дешевле и точнее. Это уникальное состояние индустрии, и технически сейчас ничего не мешает ей расти.

Пользователям надоели бесконечные свайпы и поверхностное общение, а рынок дейтинга тем временем проходит фазу зрелости, усиливается технологическая составляющая. ИИ перестал быть вау-функцией и постепенно становится базовой инфраструктурой.

Все устали от того, что в дейтинге много секса, при этом приложения, созданные для поиска серьезных slow-отношений, тоже используются для one-night stand и прочих простых конструкций. В том числе поэтому новые стартапы усложняют сам продукт и доступ к нему, чтобы не только позиционировать себя как slow-дейтинг, но и быть им.

По сути, ИИ-дейтинги заменяют не человека, а профессию классической свахи. Этот инструмент как чайник, который мы используем утилитарно.
С другой стороны, все понимают, что у дейтингов в первую очередь цель — не свести вас с подходящим партнером, а чтобы вы продолжали пользоваться приложением. Поэтому, как именно будут интегрированы столь мощные технологии, остается большим вопросом.